20-е годы в цифрах и фактах

20-е годы в цифрах и фактах

Мурманск 20-х годов - это не только эпидемия тифа, о которой рассказывала «Вечерка» 19 января, разборки служащих с револьверной пальбой и нехваткой всего необходимого, включая продовольствие. Медленно, но город развивался. Привлеченный разговорами и большими заработками, на Север ехал народ.

Медленно, но растем

Если в 1922 году в Мурманске насчитывалось около 4 тысяч жителей, то на 15 декабря 1924 года их было уже 6 282 человека (3 706 мужчин и 2 576 женщин). Такая точность в подсчетах была достигнута в результате проведенной переписи, итоги которой опубликовала тогда «Полярная правда». Ее небольшой материал любопытен тем, что помимо цифр в нем показана разбивка города по районам. Точнее, по поселкам. В Северный район входили Портовая Нахаловка, сам порт, а также вагоны и суда, которые активно использовались под жилье. Всего здесь обитало 2 073 человека. Скорее всего, речь шла о территории, которую сегодня ограничивают железнодорожные пути в районе вокзала с одной стороны и береговая линия Кольского залива - с другой. Правда, какая-то часть мурманчан жила вообще на воде, точнее, на судах, стоявших в акватории порта. Северный район был самым многолюдным. За ним по количеству жителей шел Северо-Восточный район, в который входили Железнодорожный и Верхнепортовый поселки. Их границей на севере был овраг у Губфинотдела. Видимо, это то место, где сейчас находится Центральный стадион профсоюзов. Тут проживало 1 796 человек. Далее шел Центральный район с 1 144 обитателями. Его границы - Торговая площадь на севере и База на юге. И наконец, в Южном районе (База и Базовская Нахаловка) жило 1 269 человек.

Беспошлинный торг

Уже по увеличению числа жителей видно, что Мурманск находился на подъеме. Это отмечает и «Полярная правда», подводя итоги 1924 года. Если в 1923 году городская электростанция работала на 50-60 процентов своих возможностей, то в 1924-м - уже на все 100. Грузооборот Мурманского порта резко увеличился. Это объясняется тем, что Мурманский Губисполком добился права беспошлинного ввоза иностранных товаров и смог убедить центральные органы власти передать мурманчанам из Архангельска один плавучий кран. Помимо этого увеличился вылов рыбы. Еще в 1923 году Госплан СССР признал Мурманск базой рыбных промыслов. А через год архангельские и мурманские рыбаки объединились в «Севгосрыбтрест». И вот в 1924 году портовики обработали 12 миллионов пудов грузов, рыбы было выловлено миллион пудов. Все это привело к более активной работе железной дороги. Увеличилась зарплата рабочих и служащих. В губернском центре восстановили старый и сделали новый водопровод, причем впервые в истории города удалось провести воду в дома.

Объедаемся?

В 1927 году Мурманск взял новый рубеж, о чем с гордостью сообщила «Полярная правда». Голодный 1920 год остался уже далеко позади. Через семь лет после него Мурманск стал городом, в котором жители питались лучше, чем в столице. По потреблению мяса, масла, чая, сахара он занимал тогда первое место среди 80 городов СССР. «Основными питательными элементами - белками, жирами и углеводами - организм мурманского жителя также обеспечивается вполне нормально и по количеству выше среднего для СССР», - пишет репортер Василий Алымов.

Эти данные подтверждают и сводки ОГПУ, в которых говорится об улучшении настроения горожан в связи с доставкой товаров первой необходимости. Правда, эти же сводки косвенно свидетельствуют о том, что далеко не всегда мурманчане могли позволить себе питаться «выше среднего уровня в СССР». Перебои с поставками продовольствия - явление в этот период нередкое. Купить то, что хочется и когда хочется, зачастую было нереально.

Журналист, плановик, заговорщик

На личности журналиста «Полярной правды» Василия Кондратьевича Алымова стоит остановиться подробнее. Василий Алымов - известный исследователь истории, культуры и быта саамов. В 1927 году он работал председателем областной плановой комиссии. В 1936-1938 годах был директором Мурманского краеведческого музея.

Статьи Алымова об истории Мурмана, коренных жителях Кольского края печатались в газетах, журналах, альманахах. Стоит отметить, что его работы отличались неподдельной любовью к Северу. Василий Кондратьевич изучал язык, уклад жизни саамов, их обычаи, составлял сборники устного творчества. Он был очарован этим народом настолько, что занимался его изучением все годы жизни в Мурманске. Но именно эта любовь к коренному населению Кольского Севера стала для него роковой. В 1938 году по обвинению в антисоветской деятельности арестовали более ста человек в Ловозере. Было сфабриковано дело о так называемом «саамском заговоре», в связи с чем 34 человека обвинили сначала во вредительстве, затем - в повстанческой деятельности, подрыве советских устоев, шпионаже и стремлении присоединиться к Финляндии. В жернова попал и Алымов. 22 октября 1938 года его расстреляли в Левашовской пустоши под Ленинградом, а вместе с ним погибли еще 14 фигурантов «саамского заговора».

Андрей КИРОШКО.

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript


 
100-let-arch
Дорога памяти
Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?