КИНОСЕРВИС

КИНОСЕРВИС

В помещении было холодно. Настолько, что изо рта шёл пар и мёрзли руки.

- Специально когда-то батареи обрезали, - ведущий специалист областного архива Вячеслав Кузнецов вёл меня вдоль длинного ряда стеллажей. - Плёнка любит низкую температуру.

Мы находились в Мурманске на улице Трудовых резервов 3, где бережно хранятся документы ликвидированной в конце девяностых Государственной производственно-посреднической фирмы «Кино-сервис» - наследницы существовавшего в советское время управления кинофикации. Я остановился, взял в руки круглую металлическую коробку, в которой лежала лента, прочитал надпись - «Семнадцатый трансатлантический», положил на место.

Кузнецов поторопил меня:

- Идём, идём.

Скоро мы оказались в комнате, где на полках стояли подшивки журналов «Искусство кино», каталоги фильмов и конверты с рекламными снимками к старым кинокартинам. Вячеслав Данилович прошёл в дальний угол, покопался в литературе, пошелестел страницами и, улыбаясь, протянул мне несколько папок с полустёртыми надписями на обложках:

- Вот, держи. От сердца отрываю. Нашёл недавно.

Я взял в руки увесистый бумажный «кирпич», прочёл: «Циркулярные распоряжения «Главкинопроката», отдела контроля за репертуаром». Взглянул на даты: «С 1940 по 1946 год».

- Секретные материалы, - подмигнул Кузнецов. - О том, какое кино и как нам показывали. Пользуйся. Пусть народ знает.

Что ж, пусть знает. По «секретным материалам» Вячеслава Даниловича, хотя и не только по ним, написана эта статья.

 

Люди любят смотреть кино. Эта аксиома нисколько не изменилась за более чем столетнюю историю кинематографа. И для Кольского полуострова она точно так же верна, как и для всей остальной России. Во всяком случае, уже в революционном 1917 году руководство первого в Мурманске культурно-развлекательного учреждения - Морского клуба - по меткому замечанию одного из современников «строило экономику на киносеансах, танцах и буфете». Киносеансы, заметьте, стоят на первом месте. Председатель Центрального комитета Мурманской флотилии Валериан Бжезинский донёс до нас атмосферу кинопросмотров весны 1918 года, когда в краевом центре уже размещались силы союзников - англичан и французов. «На меня произвело впечатление, - вспоминал он, - поведение английских матросов, которые при каждой помехе на экране, а ленты рвались часто, поднимали неистовый свист и топот; делали это с безразличным, скучающим видом».

В двадцатые годы популярность «синема» нисколько не уменьшилась, скорее наоборот. Увидеть кино жаждали и жители рыбацких становищ, и лопари отдалённых погостов. Но доступно оно в ту пору было почти исключительно горожанам. Стремление руководства мурманских клубов разнообразить репертуар, привлечь возможно большее количество зрителей, порой приводило к курьёзам. Вот, к примеру, отрывок из заметки «Пир во время чумы», опубликованной 23 апреля 1925 года в «Полярной правде»:

«Встретил приятеля. «Пойдём в кино, там сегодня можно посмеяться, идёт Чарли Чаплин».

«Пойдём».

Пошли. Приходим на 3-ю часть Чарли Чаплина. Ничего, посмеялись вдоволь. Кончилась эта картина, ждём дальше. И вдруг...

Похороны Ильича.

И вот то, что каждый рабочий с болью в сердце переживает при одном воспоминании об этой тяжёлой утере, переплелось с глупыми кривляниями Чарли Чаплина».

В общем, начали за здравие, а кончили за упокой. И надо сказать, что «авторам» вышеописанного казуса крупно повезло. Случись эта история десятилетием позже, одной заметкой в газете дело, возможно, не ограничилось бы. Под репертуарную оплошность ничего не стоило подвести идеологическую базу. Но тогда система контроля за кинопрокатом только формировалась. Лишь в начале 1929 года при мурманском Окрполитпросвете создали репертуарно-просмотровую комиссию, в задачи которой, помимо всего прочего, входил и предварительный просмотр «некоторых кинофильм».

Об уровне киносервиса можно судить по дошедшим до нас, и опять-таки газетным, возмущённым репликам. «Каждый раз как идёт... кино у театров идёт сплошной беспорядок. Шум... Гам... Пьяных масса. Неужели нельзя это изжить. Петька К.». Такой  была ситуация в середине двадцатых. К 1938-му изменилось немногое: «Соседи мирно позванивают раскупоренными поллитровками... Рядом с кинотеатром открыта пивная. Вход в кино загораживает ларёк Мурманторга. В этом ларьке продаётся, между прочим, и водка. Неудивительно, что и в кино и вокруг кино постоянные драки, ругань, дебоши... Кассы предварительной продажи билетов нет, за билетами очередь. Весь служебный ряд - 27 мест - каждый сеанс занят людьми, проведёнными по запискам дирекции».

Главное достижение довоенного времени заключалось в том, что кино уверенно, широко шагнуло в массы. 1935 год: «В районах и становищах округа в настоящее время Мурманское отделение Ленкино имеет 8 кинопередвижек, - сообщала «Полярка». - В любой момент они могут быть переброшены в районы, не имеющие передвижек и на лесопункты». «Великая иллюзия» покоряла сердца, привлекала, очаровывала. «Кинопередвижка с картиной «Чапаев» вернулась из Порт-Владимира, - извещал читателей мурманский корреспондент. - За короткое время в становищах округа «Чапаев» просмотрели больше 5 тысяч рыбаков-колхозников и оленеводов». И традиция проведения областных кинофестивалей тоже уходит корнями в довоенное прошлое нашего края.

Кино стремилось проникнуть буквально в каждый дом, в каждую душу. В 1939 году появилась новая форма обслуживания - для передовиков, стахановцев фильмы демонстрировались прямо у них дома. Первый такой сеанс состоялся на квартире железнодорожника, руководителя ремонтной бригады Н.С. Андайкина. Ему предложили несколько картин. Он выбрал «Ленин в 1918 году». «В маленькой комнате, - писали в прессе, - позади импровизированного кинозала устанавливается передвижка. Напротив на широкой стене натягивается полотняный экран. Семья и гости удобно располагаются на стульях и скамейках... Первый киносеанс на дому имел большой успех и получил одобрение зрителей. Надо широко пропагандировать это замечательное культурное начинание». Вряд ли кто-то мог тогда предвидеть, что в будущем домашние просмотры - телевизионные - смогут успешно конкурировать с показом фильмов в кинотеатрах.

Развивалась система проката и кинообслуживания населения. В 1939 году было создано Управление кинофикации Мурманской области, преобразованное затем, в 1953-м, в отдел кинофикации при Управлении культуры Мурманского облисполкома, а в 1963-м - в Управление кинофикации Мурманского облисполкома. Уже в первые послереволюционные годы кино называли «немым пропагандистом и агитатором». С появлением звуковых картин его идеологическое значение выросло ещё больше, а потому усилился и контроль. Фильмы должны были выражать официальную партийную и политическую линию. Колебания этой линии приводили, в итоге, к частым переделкам, а то и к запретам лент. Так, после заключения Пакта о ненападении с Германией из репертуара убрали все антифашистские картины. Нередко в Мурманск приходили распоряжения подобные следующему - о документальном фильме «Будем как Ленин» - от 10 июня 1940 года: «После кадра № 231 в монтажном листе добавить планы:

- Народ приветствует т. Сталина - 2,5 м.

- На трибуне т. Сталин - 64 м.

- Народ слушает т. Сталина - 1,5 м.

- Тов. Сталин на трибуне - 3,5 м.

- Зал. Народ аплодирует - 1,8 м.». Или, ещё пример. Ввиду улучшения советско-японских отношений 19 июня 1940 года в областной центр из Москвы прислали указание изъять из немого варианта кинофильма «Юные Ворошиловские стрелки» надпись №6: «Утром японские самураи перешли нашу границу» и надпись №78: «И ни один японец не ушёл».

22 июня 1941 года, в первый же день Великой Отечественной войны, из столицы поступил приказ вернуть на экран запрещённые ранее антифашистские и патриотические ленты и, одновременно, запретить хроникальный фильм «К заключению договора между СССР и Германией о советско-германской границе». Началась новая эпоха. Киносеть региона была разрушена. Из 133 установок к 43-му году уцелела лишь 41, а в Мурманске после бомбёжек лета 1942-го из 18 аппаратов осталось два. В июле всё того же трагического 42 года областную контору «Главкинопрокат» эвакуировали в Кировск. Работники киноотрасли наравне со всеми мурманчанами переносили тяготы и лишения военного времени. «Мою квартиру 5 раз бомбило, - докладывал в 1944 году на областном совещании работников киносети начальник Мурманского отделения кинофикации Акулов, - потерял всё барахло, все вещи. Сейчас дали квартиру - ни окон, ни дверей, меня обокрали, остался в чём мать родила и ничего не получишь, говорят, что не положено». Подобная ситуация была скорее правилом, чем исключением. На том же совещании отмечалось, что у киномеханика Овчинникова квартиры нет вовсе, и что он живёт при кинотеатре в 10 школе, а механик Никитин остался без обуви, ходит буквально босой, следовательно «не заинтересован и только торопится домой». Впрочем, разруха и суровые условия быта вовсе не удивительны - война есть война. Удивительно другое: интерес к «важнейшему из искусств» не ослабевал. Скорее наоборот. «Попробуйте достать билет в кинотеатр в гор. Мурманске, особенно если идёт новая картина, - отмечал на одном из собраний заместитель заведующего отделом пропаганды и агитации Мурманского обкома Смирнов. - Сначала нужно постоять три часа в очереди, вам намнут бока, потом оторвут все пуговицы, если удостоитесь перенести все эти испытания, то попадёте в число счастливцев и посмотрите картину. Такое положение и в других городах области». Особенным успехом пользовались ленты на военную тему. Фильм «Жди меня», в котором главный герой - лётчик выживает вопреки всем превратностям ратной судьбы, при норме 4 сеанса выдержал в областном центре 37 показов. Его, при полном аншлаге, увидели свыше 12 тысяч человек. «На эту картину, - рассказывала начальница облуправления кинофикации Филатова, - многие являлись с письмами мужей с фронта, рекомендовавших посмотреть этот кинофильм и просили продлить демонстрирования этой картины». И ленту крутили для новых и новых зрителей. Свидетельством самоотверженного труда работников киносети стало вручение областной конторе «Главкинопроката» в ноябре 1943 года переходящего красного знамени ЦК Союза кинофотоработников и Комитета по делам кинематографии при СНК СССР.

После победы кинообслуживание населения на Кольском полуострове быстро достигло довоенного уровня и пошло дальше - к сплошной кинофикации региона, осуществлённой в начале 60-х. А в 1956-м, после ХХ съезда партии, в очередной раз поменялась «генеральная линия», в соответствии с которой из фильмов теперь вырезали все упоминания о «вожде народов». Вот один из циркуляров той поры. В ленте «Кинодокументы о В.И. Ленине» 1949 года выпуска требовалось «удалить конец дикторского текста вместе с изображением, приходящимся на план №65 и начинающийся словами: «Великий друг, соратник...» и т. д. и кончающийся словами: «... нашего учителя, нашего вождя».

Рядовыми «бойцами» кинофронта были тогда киномеханики, доставлявшие фильмы в самые отдалённые уголки края. Процитирую типичный фрагмент из характеристики на одного из них. «Пришёл Цикин Н.Ф. в киносеть Кольского района Мурманской области семнадцатилетним парнем и работал сначала учеником, а затем стал работать мотористом. Учился, совершенствовался, получил права киномеханика второй категории. И вот уже 20 лет обслуживает лесоучастки Верхне-Туломского леспромхоза. Конечно, сейчас, в наше время, на лесопунктах и радио, и телевизоры, и электростанции, которыми стала богата Мурманская область, а несколько лет назад дорог и тех не было. Добираться к Нотозеру нужно было летом по реке, зимой по льду. В лесу аппаратуру возили на лошадях, на волокушах, а с ней и передвижные электростанции. Не будет преувеличением сказать, что вывезти аппаратуру в ремонт с лесопунктов без дорог требовало больших усилий, но Николай Фёдорович всегда делал своё дело честно, добросовестно. И зрители не оставались и не остаются равнодушными к своему киномеханику. Нет такого человека на отдалённых лесопунктах, который не знал бы Цикина и всегда о нём слышишь только хорошие отзывы...».

В СССР был популярен лозунг «всё лучшее - детям». Кино, безусловно, относилось к лучшему. В 60-е в нашем крае развернулась активная борьба за сооружение особого кинотеатра - для детей. В 1965 году начальник областного управления кинофикации Вакорин сообщал московскому руководству о намерении «добиваться, чтобы в г. Мурманске запланировать строительство специализированного детского кинотеатра». К сожалению, успехом его начинание не увенчалось. Специальное кино для детей так и осталось на Мурмане мечтой. Зато в регионе действовали детские кинотеатры на базе взрослых. В кинотеатре «Север» в Полярном работало детское кино «Снежинка», в Ловозерском Доме культуры - «Пионер» - примеры можно множить и множить. Вдобавок практически в каждой школе области был свой киноаппарат для демонстрации учебных картин, а в некоторых - даже кружки по подготовке юных киномехаников. Кроме того, везде, где показывали кино, будь то город или село, несколько раз в неделю обязательно шли детские фильмы. На каникулах же для детворы устраивали кинофестивали с просмотром любимых картин.

Кстати, о фестивалях. Их в ту пору проводили регулярно - только в 1967 году в области состоялось 27 кинофорумов. Поводы и темы были самыми разными - от очередных юбилеев Октябрьской революции или съездов КПСС до гражданской обороны и химической промышленности. Иной раз киномероприятия выходили за рамки зрительных залов и фойе. Так, в 1974 году к 30-летию разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье фильмы показывали на импровизированных экранах, установленных прямо на улицах. Звёзды кино приезжали едва ли не на каждый день рыбака - самый «мурманский» праздник тех лет. И не только на день рыбака. Приведу лишь два примера. В 1963 году на фестивале «Искусство принадлежит народу» гостили актёры из Москвы и Ленинграда, а так же руководящие работники «Ленфильма». В их числе находились: режиссёры Г.Г. Натонсон и И.М. Анненский, операторы О. Куховаренко и Л. Горин, глава второго творческого ленфильмовского объединения М.Б. Рысс, артисты Зоя Фёдорова, Татьяна Самойлова, Рита Гладунко, Леонид Быков и многие другие. Кинематографисты встречались со зрителями в Мурманске, Североморске, Мончегорске, Кировске, посетили 48 предприятий. «В Мурманской области, - утверждалось в официальном отчёте, - это был первый массовый кинофестиваль с участием большой группы советских киноактёров, режиссёров, операторов. Он сыграл большую роль в пропаганде советского киноискусства». А в 1989-м - незадолго до распада СССР - в кинотеатрах региона прошли творческие встречи с Сергеем Никоненко, Станиславом Любшиным, Андреем Ростоцким, Светланой Крючковой.

К концу 80-х на Кольском полуострове действовало 150 киноустановок, ежемесячно, 10-тысячным тиражом выпускалось рекламно-информационное обозрение «Киноэкран Заполярья», работали выездные кассы, и ещё многое предпринималось для того, чтобы смотреть кино было удобно и приятно. Всё изменилось сразу и вдруг в начале 90-х. «Продолжающийся развал экономики, рост цен привели к резкому ухудшению жизненного уровня работников киносети, - делились в ноябре 1991-го своими бедами с главой областной администрации Евгением Комаровым работники Кандалакшской кинодирекции. - Средний размер окладов составил всего 190 рублей, что значительно ниже среднего прожиточного минимума, определённого по стране... Планируемый в 1992 году полный хозрасчёт в кинопрокате приведёт к тому, что даже этот заработок не будет гарантирован нашим работникам. Сокращение кадров, погоня за зарабатыванием денег приведёт к падению уровня культуры обслуживания зрителей, придаст коммерческую направленность репертуарному планированию. На селе хозрасчёт приведёт к закрытию киноустановок, являющихся зачастую единственным культурным очагом в населённом пункте». Всё, в итоге, так и получилось. Существовавшую киносистему пытались приспособить к новым временам. В 1988-м на месте Управления кинофикации создали Областное производственное объединение по кино и видеообслуживанию населения, в 1990-м преобразовали его в Областное производственное киновидеообъединение Мурманского облисполкома, а в 1992 году появилась Государственная производственно-посредническая фирма «Кино-сервис». В 1999-м она закрылась, обозначив, тем самым, конец старой эпохи. Ныне на обширных кинопросторах Кольского Севера безраздельно властвует рынок со всеми своими достоинствами и недостатками. И уже озвучиваются планы преобразования кинотеатра «Мурманск» в пятизальный мультиплекс и переустройства «Родины» - с клубом, рестораном, развлекательным центром. Ну а что, в конечном счёте, сбудется, что нет - поживём - увидим.

 
100-let-arch
Дорога памяти
Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?

xvideo indian gay pornoko.net kolkata sonagachi blue film
سكس مصرى رومانسى wapoz.info اجمل شراميط
منتديات الظلام kobiiys.com نيك مؤخرات كبيرة
yuri hentai galleries manga-hentai.net gal gohan hentai
xxx videos kannada xixtube.info free porn tube indian
gonzo sex lalatube.mobi firstnightvideo
indian hot sexy vedio bigassporntrends.com xxx indin video com
servent xnxx xxxbunker.mobi sex vedios
xnxxbest manytubeporn.mobi local sex videos indian
さとう遥希 動画 javsextube.com 277dcv-107
تبادل الزوجات سكس hardpornx.net بعبصة متحركة
xnxx videis pakistaniporntv.com jokes on bf
mallusexvideos tubster.info kareena kapoor sarees
xnxxvieo videoxsearch.mobi www.xvidvideocodecs.com india express login
irene wan ganstavideos.com lokel xxx