ВОРОТА ГОРОДА

ВОРОТА ГОРОДА

00

Сегодня исполняется 70 лет со дня ввода в строй мурманского вокзала. Как известно, вокзал - ворота города. Что касается мурманских «ворот» - их состояние на протяжении долгого времени оставляло желать лучшего. Об этом и о многом другом - в нашей публикации.

«Тихо все, и лишь ветрам на встречу в Ленинград уходят поезда» - писал мурманский поэт Александр Подстаницкий в 1940 году. В то время мурманский железнодорожный вокзал, от перронов которого отправлялись на юг пассажирские составы, был далек от романтического образа, воспетого в стихах.

 

Ни для кого не секрет, что мурманская железная дорога старше самого города на целый год. Первое здание железнодорожной станции появилось еще в дореволюционные годы. Оно представляло собой маленькую лачужку, которая годилась лишь для хранения инвентаря. 1 мая 1921 года в праздничной обстановке было открыто новое деревянное здание железнодорожного вокзала. [1] Судьба его оказалась совсем недолгой. Отопление вокзала было печным, и вследствие неаккуратного обращения с печью в ноябре 1922 года первый мурманский вокзал сгорел дотла. [2]

27 марта 1923 года в торжественной обстановке под звуки гимна республики было открыто второе здание мурманского вокзала. [3] И если само здание возвели быстро, то обустройство прилегающей инфраструктуры заняло некоторое время. В 1924 году была оборудована пассажирская платформа. До этого прибывающие в Мурманск путешественники были вынуждены с риском для здоровья прыгать из вагона прямо на землю. Долго шли работы по разбору пожарища, оставшегося от старого здания вокзала. [4]

Тем не менее, темпы экономического развития города и края значительно опережали успехи в области модернизации транспортных коммуникаций. Уже в 1926 году новому вокзалу становится тесно в ансамбле транспортного узла, объединяющего порт и железную дорогу. Для расширения путей его даже предлагают перенести на место гостиницы треста «Желрыба». [5]

Беспокоятся власти и о санитарном состоянии «ворот города». Население Мурманска стремительно росло, и вокзальные помещения не могли обеспечить комфорт и безопасность пассажиров. Комнаты отдыха были битком заполнены людьми, отсутствовала вентиляция.[6] Зал ожидания, билетные кассы и буфет совокупно занимали площадь не более 60 квадратных метров. Кроме того, в здании вокзала необходимо было расположить помещения администрации и других служб. Не было своего кабинета ни у начальника станции, ни у диспетчеров, руководивших работой на линии.[7] Проекты по расширению существующего здания были признаны нецелесообразными, и в 1932 году партийные органы ставят вопрос о немедленном сооружении нового пассажирского вокзала в Мурманске. [8]

По разным обстоятельствам начало строительства откладывалось. В 1937 году Народный комиссариат путей сообщения СССР закладывает в бюджет средства на разработку проектной документации по строительству нового вокзала в Мурманске. [9] Начать строительство планировалось весной 1939 года, а торжественно открыть здание должны были в конце того же года. [10] Однако эти планы остались лишь на бумаге.

Решить ситуацию попытался новый руководитель области Максим Иванович Старостин. В сентябре 1939 года он пишет записку в Центральный комитет партии о плачевном состоянии железнодорожного транспортного узла [11], а в ноябре того же года направляет письмо наркому путей сообщения Лазарю Кагановичу. В письме он докладывает о необходимости срочной реконструкции мурманского участка Кировской железной дороги, станционных узлов,  вокзала в Мурманске и просит оказать содействие в решении этого вопроса. [12] В мае 1941 года Каганович пишет в ответном письме о невозможности выделить финансирование на постройку вокзала в связи с «большим объемом строительных работ, выполняемых в 1941 г.»[13] А через месяц началась Великая Отечественная война, в годы которой здание не выстояло под вражескими бомбардировками.

К вопросу о постройке вокзала вернулись к концу сороковых годов. Архитектурно-планировочное задание долго перерабатывалось, существовало несколько проектов, как для самого архитектурного сооружения, так и для обустройства привокзальной площади и других прилегающих территорий. В итоге специалисты остановились на знакомом всем мурманчанам неоклассическом силуэте с куполом, который венчает архитектурный ансамбль улицы Воровского. Его торжественное открытие состоялось в праздничный день 1 мая 1954 года. Немного позже к главному корпусу по бокам были пристроены два крыла, а купол увенчал шпиль с пятиконечной звездой наверху. Композицию привокзальной площади украсила гипсовая скульптура в античном стиле, посвященная запуску первого искусственного спутника Земли. [14]

С тех пор и по сей день знакомый уже нескольким поколениям облик вокзала встречает и провожает в дорогу мурманчан и гостей города.

 



[1] Статья К. Глазова «Памятник 1-го мая» // Полярная правда. - 1921. - 1 мая. - № 31. - С. 2.

[2] Работа Мурманской железной дороги за 1922-1923 год: обзор деятельности Правления и Управления по отчетным данным. Т. 1. Ленинград: издание правления Мурманской железной дороги, 1924. С. 46.

[3] Информация «Открытие Мурманского вокзала» // Полярная правда. - 1923. - 31 марта. - № 10. - С. 2.

[4] Заметка «Нужно доделать!» // Полярная правда. - 1924. - 30 августа. - № 66. -  С. 3

 

[5] Статья А. Арнольдова «Поправки к очередным задачам и перспективам Мурманской железной дороги» // Бюллетень Правления Мурманской железной дороги. - 1926. - 17 июля. - №№ 45-46. - С. 10.

[6] Статья «Мурманску нужен новый вокзал» // Полярная правда. - 1932. - 20 марта. - № 67. - С. 2.

[7] Статья «Мурманску - образцовый вокзал» // Полярная правда. - 1934. - 22 июля. - № 168. - С. 1.

[8] ГАМО. Ф. Р-162. Оп. 1. Д. 531. Л. 12.

[9] ГАМО. Ф. Р-162. Оп 1. Д. 1123. Л. 28.

[10] Информация «В Мурманске будет строиться новый вокзал» // Полярная правда. - 1938. - 24 августа. - № 194. - С. 4.

[11] ГАМО. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 158. Л. 135, 136.

[12] ГАМО. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 160. Л. 28, 29.

[13] ГАМО. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 389. Л. 137.

[14] Статья Д.А. Ермолаева «Скромное обаяние гипса» // Мурманский вестник. - 2016. - 1 сентября. - №№ 166-167. - С. 22, 23.

Здание Мурманского вокзала. 1924 г. Автор съемки не установлен. ГАМО. Ф. Р-1279. Оп. 3. Д. 17. Л. 6.

Установка с помощью вертолета 15-метрового шпиля с пятиконечной звездой на купол здания железнодорожного вокзала. 1959 г. Автор съемки В.С. Диченко. ГАМО. Ф. Р-1279. Оп. 3. Д. 315.

Панорама привокзальной площади в г. Мурманске. 1966 г. Автор съемки Л. Красильников. ГАМО. Ф. Р-146. Оп. 2. Д. 197.

 
100-let-arch
Дорога памяти
Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?

Победа 1945-2023
gosuslugi-app-icon
100-let-arch
МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ: НАЧАЛО ПУТИ В ОБЪЕКТИВЕ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ И ФАКТОВ
prikaz-MMP-2
saam_baner
VFbaner
kolonist
Logo
Кино-Мурман
Гагарин и Мурман
«Мурманск и мурманчане 1970-х – 1980-х гг.