Сдержали клятву партизаны

Сдержали клятву партизаны

Летом 1942 года по решению Мурман­ского обкома партии бы­ли сформированы два пар­тизанских отряда - «Со­ветский Мурман» и «Большевик Заполярья».

В Государственном архи­ве Мурманской области хра­нятся воспоминания бывших командиров этих отрядов С. Д. Куроедова и А. С. Смирнова, других партизан, документы, раскрывающие одну из славных страниц героической обороны Совет­ского Заполярья от немец­ко-фашистских захватчи­ков.

Вот один из них - воспо­минания бывшего командира партизанского отряда «Совет­ский Мурман» С. Д. Куроедо­ва: «В те дни, когда враг осо­бенно активизировал свою авиацию, когда он обрушил сотни тонн металла и огня на город Мурманск, т. е. в июле 1942 года, в поселок Роста стали прибывать новые пар­тизаны из числа патриотов Мурманска, Мончегорска, Кан­далакши, Кировска, а также из районов области - Коль­ского, Полярного, Терского, Териберского и других... Кос­тяком отряда были коммуни­сты и комсомольцы, были в отряде и беспартийные - патриоты и добровольцы. Ря­дом с комсомольцами в 17 - 18 лет В. Толстобровым. М. Бел­киным, А.Ефремовым, В. Вол­чек, М. Грибалевым, М. Перо­вым в отряд прибыли, а затем мужественно преодолева­ли все тяготы походной пар­тизанской жизни и отважно сражались с врагом П. Есау­лов, И. Лукшин, С. Зайцев, А. Трофимов, которым было около сорока лет каждому, а Семену Лисовскому - 47 лет...».

Тот, кто ходил по тундре и болотам, может себе пред­ставить, какой силой воли надо было обладать, чтобы в возрасте 40-50 лет хо­дить с оружием, запасом продовольствия и боеприпа­сов в тыл противника, преодолевая при этом огром­ные расстояния.

«В числе добровольцев на­шего отряда, - читаем даль­ше, - были пять девушек: Катя Филонова, Лида Бочко­вая, Паня Шорохова, Маша Лукина и Ольга Тимофеева».

За перечисленными фа­милиями и именами - не просто люди. Это были луч­шие представители предпри­ятий области, которых пар­тийные организации направ­ляли в отряды народных мстителей.

18 июля 1942 года в Мурманске состоялось засе­дание бюро обкома ВКП (б), где были утверждены на­звания отрядов, их команд­ный состав, а также были определены районы базиро­вания и действия в тылу врага.

В те июльские дни пар­тизаны изучали районы ба­зирования, отрабатывали способы ведения партизан­ской борьбы, изучали мин­но-подрывное дело, основы топографии, учились ориен­тироваться на местности в условиях Заполярья, прово­дили учебные походы. Каж­дый из них с нетерпением ожидал первого выхода в тыл врага.

И вот наступил он, неза­бываемый день 13 августа 1942 года - день,- воспоми­нания о котором всегда вол­нуют сердца оставшихся в живых партизан. В этот, день народные мстители За­полярья давали присягу на верность Родине, клятву драться с врагом, до послед­ней капли своей крови

Из воспоминаний одного из бывших партизан: «Отряд вы­строился на окраине поселка Роста на торфяном болоте. На это торжественное собрание в отряд прибыли секретарь Мурманского обкома ВКП(б) С. А. Смирнов, зав. военным отделом ОК ВКП(б) К. Д. Буто­рин, секретарь Ленинского РК ВКП(б) г. Мурманска М. Е. Черкасов, представители шта­ба партизанского движения фронта и пограничного окру­га».

Сохранился текст прися­ги, который и сейчас, спу­стя 45 лет, обжигает душу: «...Клянусь, что не выпущу из рук оружия, пока послед­ний фашистский гад на земле нашей Родины не бу­дет уничтожен... За сожжен­ные города и села, за смерть детей наших, за пытки, насилия и издева­тельства над нашим наро­дом я клянусь мстить вра­гу жестоко, беспощадно и неустанно. Кровь за кровь, смерть за смерть!».

На другой день отряды уходили в район своей ос­новной базы, неся на своих плечах необходимое иму­щество, питание, оружие, боеприпасы. Партизаны уходили в свой первый боевой поход, и никто из них не знал, вернется ли он назад.

Из воспоминаний бывшей партизанки отряда «Совет­ский Мурман» Л. И. Бочко­вой: «...Наш отряд базировал­ся вместе с отрядом «Больше­вик Заполярья» на сопке «Ударной» в среднем течении реки Лотты. Оттуда оба от­ряда раздельно, а иногда вместе, уходили в тыл про­тивника, громили вражеские гарнизоны, взрывали мосты, минировали дороги, добывали «языков»...

Короткие, скупые строч­ки воспоминаний, но за ни­ми 27 месяцев героической борьбы в тылу вра­га, свыше 5 тысяч пройден­ных километров, гибель бое­вых друзей, глаза товари­щей, умирающих от ран и обморожений. А их было много.

С. Д. Куроедов, вспоминая первый зимний совместный поход, двух отрядов, пишет: «...С трудом достигли Кучин-тундры, где мы встретили мужественных и обросших радистов - старший А. Кис­лицын - и остатки группы И. Сычкова. На южных скло­нах горы Кучин-тундры мы остановились на большой привал, развели костры. Про­дукты были далеко не у всех: у кого сухарь-два, у кого су­харные крошки, а у кого и того не было. Появились боль­ные, опухшие. обморожен­ные, а идти надо было еще около 70 километров до ба­зы... Были представлены дан­ные на четырех человек, находящихся при смерти, и на 56 человек, имеющих раз­личные степени обморожения, но могущих еще двигаться...»

«Могущих еще двигать­ся...» - за этой фразой ви­дятся десятки людей необыкновенного мужества, бредущих из последних сил, Петр Евсеев. Только позже партизаны узнали, что у не­го было обморожение по­следней степени. До самой высоты «Ударной» шел он вместе с отрядом, дальше он мог только ползти. На другой день, снимая вален­ки, партизаны увидели, что вместе с подошвами валено­к сползает и обморожен­ная ткань ступней его ног.

Еще из воспоминаний С. Д. Куроедова о первом зимнем походе: «Этот поход для нас был невероятно тяжелым. Это был поход, проходивший по существу в нечеловече­ских условиях, он вымотал силы и нервы партизан до предела, за которым наступа­ла смерть. Но он показал, что, несмотря на огромные рас­стояния, которые надо было преодолеть, несмотря на мо­роз и вьюгу, партизаны Со­ветского Заполярья готовы были мстить Брагу...». И даль­ше: «Мне долго снились за­мерзающие партизаны, сни­лось, как и я сам замерзаю и прячу голову под елку, а в действительности толкал ее под подушку. Потребовалось около десяти дней, чтобы лю­ди пришли в себя, обрели че­ловеческий вид».

За каждой строкой вос­поминаний стоят люди не­сгибаемой воли, сумевшие выстоять в тяжелейших ус­ловиях. И не только вы­жить, но, несмотря ни на что, с честью громить вра­га, не щадя своих сил и самой жизни.

Каждая проведенная опе­рация, каждая их встреча с врагом раскрывают необыкновенную смелость, мужество и героизм наших партизан, до последнего сво­его часа не выпускавших из рук оружия, погибав­ших, но не сдававшихся.

Вряд ли кто из бывших партизан забудет гибель группы разведчиков Ивана Сычкова, когда обнаружен­ные противником 17 смель­чаков почти в течение суток вели ожесточенный бой с превосходящими силами противника. В живых оста­лись трое..

В числе тех, кто отдал свою жизнь за нашу Совет­скую Родину, Петр Игумнов, Александр Утицын, Вя­чеслав Болишин, Владимир Строганов, Александр Бор­зый, Сергей Ситов, Василий Маничев, Валерий Новин­ский, Андрей Ковалев. Ва­силий Потлатенко, Петр Макаров, Миша Керов...

Враги дорого заплатили за смерть ваших товарищей. 50 вражеских трупов было обнаружено на месте боя. Тогда многие партизаны поклялись: «Мы отомстим проклятым фашистам за смерть наших товарищей, отомстим так, чтобы помни­ло не одно поколение».

И клятву свою они сдер­жали.

Уничтожение немецкого гарнизона в поселке Маятало в июне 1943 года, где более тридцати фаши­стов нашли себе могилу. Разгром крупного гарнизона врага в Питкаярви в августе того же 43-го года и уничтожение преследовав­шего их карательного отря­да. Уничтожение фашист­ских пикетов - вот далеко не полный счет, который заплатили гитлеровцы за гибель партизан.

Всего за 27 месяцев бо­ев и походов «Советским Мурманом» и «Большеви­ком Заполярья» было уничтожено более 500 сол­дат и офицеров врага, разгромлено 4 гарнизона, взор­вано 9 мостов, уничтожено свыше 10 километров линий связи, подорваны и сож­жены десятки машин с боеприпасами и военным сна­ряжением.

Велики были и наши по­тери: 162 человека погибли смертью храбрых.

Передо мной «Список партизан из отряда «Со­ветский Мурман», павших смертью храбрых в тылу врага в годы Великой Оте­чественной войны», передан­ный в Государственный ар­хив в 1963 году бывшими партизанами отряда. 35 фамилий, и среди них са­нитарки Пани Шороховой - «Капли», как ее любов­но называли в отряде.

...Маленькая девушка с круглым детским личиком, бывшая работница Мурман­ского судоремонтного заво­да морского флота. Она по­гибла в одном из боев в июле 1944 года, совсем чуть-чуть не дожив до осво­бождения родного Запо­лярья.

Невозможно назвать име­на всех героев, отдавших жизнь за свободу родной земли. Их много, партизан Заполярья, не вернувших­ся в родной дом. Они с честью исполнили свой долг перед Родиной, выдержали все испытания, выпавшие на их долю.

Партия и правительство высоко оценили подвиг пар­тизан Заполярья: 8 народ­ных мстителей награжде­ны орденами Красного Знамени. 14 - Отечествен­ной войны. 15 - Красной Звезды. 15 - медалью «За отвагу», 101 - ме­далью «Партизану Отече­ственной войны».

Скоро ветераны парти­занских отрядов вновь со­берутся у своего заветного кедра. Здесь, на этом месте, они сделали свой первый привал, отправляясь в бое­вой поход в далеком 1942-м году. Здесь отдыхали, воз­вращаясь с очередного за­дания. Здесь покоятся останки их боевых товарищей.

Соберутся вместе старые партизаны и будут вспоми­нать минувшие дни и погиб­ших друзей. И зазвучит песня, которую всегда по­ют ветераны на священном для них месте:

В чистом поле, поле под ракитой,

Где клубится по ночам туман,

Там лежит, в сырой земле зарытый,

Там схоронен красный партизан...

 

Г. КЛОЧКОВА

Старший археограф Государственного архива Мурманской об­ласти.

 

Опубликовано в газете «Полярная правда», 28 июня 1987 г.
 
100-let-arch
Дорога памяти
Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?