
В 1920 году были заложены основы рыбной промышленности на Севере. Декретом СНК от 26 февраля 1920 г. о реорганизации Главного управления по рыболовству и рыбной промышленности в России и его органов на местах «в местностях, в бассейнах которых рыболовство имеет общегосударственное значение, как-то: ..., Беломорско-Мурманское и др.[1]» образовывались областные управления. В декрете также отмечалось, что в районах, где рыболовство имеет существенное экономическое значение, Главное управление могло учреждать районные управления. 19 марта 1920 г. приказом № 51 Архангельского губревкома по губсовнархозу и губпродкому было создано Беломорское управление рыбо-звериными промыслами[2]. Согласно приказу все частные предприятия, занимающиеся добычей рыбы и морского зверя, обработкой продуктов этих промыслов, их капиталы и оборудование, а также предприятия, имеющие подсобное для промыслового дела значение, были национализированы. Этим же приказом создавалась коллегия для управления Беломорским управлением рыбо-звериными промыслами[3]. В ведение управления были переданы 12 национализированных траулеров: 6 траулеров принадлежало до революции царскому правительству, а с 1919 года находились в аренде у рыбопромышленной фирмы «Беззубиков», еще 6 траулеров принадлежали Центрсоюзу. Эти 12 траулеров образовали первую в Советской России траловую флотилию[4]. Именно 19 марта 1920 г., когда было принято решение о национализации тральщиков, принято считать официальной датой создания тралового флота. Все национализированные предприятия передавались в ведение Беломорского управления в порядке особой инструкции, которую поручалось разработать Архангельскому губсовнархозу. На первом заседании коллегии Беломорского управления 25 марта 1920 г. была утверждена структура управления. Был создан оперативный отдел с подотделом тралового лова[5]. На заседании коллегии Областьрыбы 15 июня 1920 г.[6] было утверждено положение о Мурманском районном управлении. В ведение Мурманского райуправления вошли все рыбные и звериные промыслы Мурманского побережья от границы с Норвегией до мыса Орлова. На заседании коллегии Мурманского райуправления 16 октября 1920 г. было принято решение о переводе управления из Мурманска в Александровск с 1 ноября 1920 г. 29 июня 1920 г. впервые под флагом РСФСР вышел в первый промысловый рейс траулер РТ-30 под командованием капитана М.А. Викмана. Первые годы траловый флот работал сезонно, так как база управления располагалась в Архангельске. Суда выходили из Архангельска на лов лишь после того, как горло Белого моря очищалось ото льда. Поздней осенью все траулеры собирались на зимовку в устье Двины. Нерациональность такой организации работы флота понимали многие. Нужна была другая база, не в Архангельске, а на Мурманском побережье[7]. К концу 1923 года окончательно была осознана необходимость реорганизации рыбных промыслов на Севере[8]. Постановление Совета труда и обороны от 19 июня 1924 г., в целях укрепления развития государственной рыбной промышленности, был создан Северный государственный рыбопромышленный трест «Севгосрыбтрест»[9], который объявлялся трестом общесоюзного значения. Для зимнего промысла 1923/1924 года на Мурмане был оставлен один траулер «Щука». Базой для него служил Александровск. В зиму 1924/1925 года в Мурманске было оставлено уже 6, а на следующую зиму - 12 траулеров[10]. Постепенное превращение Мурманска в базу для обслуживания флота стало возможным благодаря незамерзающему порту и возможности вести рыбный промысел без простоя зимой. Таковы были первые шаги, которое предпринимало советское государство для становления новой рыбной промышленности на Севере в совершенно новых социально-экономических условиях. Славную страницу в историю, которой вписал Мурманский траловый флот.
[1] ГАМО. Ф. Р-69. Оп. 1. Д. 36. Л. 25 [2] ГАМО. Ф. Р-54. Оп. 1. Д. 2. Л. 11 об. [3] ГАМО. Ф. Р-54. Оп. 1. Д. 2. Л. 11 об. [4] Киселев А.А, Краснобаев А.И. История Мурманского тралового флота. 1920-1970. Мурманск. Мурман. кн. изд-во, 1973, с. 36 [5] ГАМО. Ф. Р-69. Оп. 1. Д. 16. Л. 1 [6] ГАМО. Ф. Р-69. Оп. 1. Д. 16. Л. 15 [7] Киселев А.А, Краснобаев А.И. История Мурманского тралового флота. 1920-1970. Мурманск. Мурман. кн. изд-во, 1973, с. 43 [8] ГАМО. Ф. Р-132. Оп. 1. Д. 3. Л. 1 [9] ГАМО. Ф. Р-132. Оп. 1. Д. 3. Л. 7 [10] Киселев А.А, Краснобаев А.И. История Мурманского тралового флота. 1920-1970. Мурманск. Мурман. кн. изд-во, 1973, с. 44 ![]() ![]() Декрет СНК от 26 февраля 1920 г. «О реорганизации Главного управления по рыболовству и рыбной промышленности в России и его органов на местах». ГАМО. Ф. Р-69. Оп. 1. Д. 36. Лл. 25, 25 об. ![]() Приказ № 51 от 19 марта 1920 г. Архангельского губернского революционного комитета по губсовнархозу и губпродкому. ГАМО. Ф. Р-54. Оп. 1. Д. 2. Л. 11об. ![]() Протокол № 7 от 8 апреля 1920 г. заседания коллегии Беломорского управления рыбно-звериными промыслами. Вопрос о разделении Беломорско-Мурманского района на промысловые участки (районы) в административном отношении. ГАМО. Ф. Р-69. Оп. 1. Д. 17. Л. 144. ![]() Протокол от 16 октября 1920 г. заседания коллегии Мурманского районного управления Областьрыбы. Вопрос об официальном переводе райуправления из Мурманска в Александровск. ГАМО. Ф. Р-69. Оп. 1. Д. 4. Л. 37. ![]() ![]() Протокол № 1 от 25 марта 1920 г. заседания коллегии Беломорского управления рыбно-звериными промыслами. Вопрос о структуре Беломорского управления. ГАМО. Ф. Р-69. Оп. 1. Д. 16. Лл. 1, 1об. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Протокол № 28 от 15 июня 1920 г. заседании коллегии Областьрыбы. Вопрос об утверждении Положения о Мурманском районном управлении и организации его штатов (с листа № 15) ГАМО. Ф. Р-69. Оп. 1. Д. 16. Лл. 14-19. ![]() С.Д. Копытов (1886-1970) – в 1920-1927 гг. капитан РТ-28 «Камбала», с 1927 г. капитан РТ-26 «Треска», в 1935-1937 гг. капитан РТ-82 «Димитров», с 1937 г. капитан поискового РТ-17 «Ким», в 1939-1943 гг. зам. начальника промысловой разведки, в 1943-1945 гг. начальник отдела флота Главсеврыбпрома, в 1945-1955 гг. зам. начальника промысловой разведки объединения «Мурманрыба». ГАМО. Ф. Р-947. Оп. 4. Д. 282. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|