НА ЭКРАНЕ - ФЛОТ

НА ЭКРАНЕ - ФЛОТ

Помню давнее, детское: холодный, давно не знавший ремонта зал кинотеатра «Россия» в Североморске. Старые, жёсткие сиденья с облупившейся краской, первый ряд. Утренний, десятичасовой сеанс - 10 копеек за билет. Передо мной, на огромном белом полотне, уходит под воду «щука», погружается, оставив на палубе командира, ценой жизни спасающего от гибели лодку и её экипаж. На это невозможно смотреть безучастно и солёная влага скапливается в уголке глаза, а потом, начинает медленно сползать по щеке. Я не смахиваю её, потому что всё равно в темноте никому ничего не видно. Прикосновение слезинки неожиданно согревает озябшую кожу. И на сердце тоже тепло - ведь всё, о чём повествует фильм близкое, родное. Пройдёшь отсюда несколько сотен метров и уже залив, причалы, корабли. В нашем классе у многих отцы - военные. И мой тоже.  Флот - короткое, как выдох, ёмкое слово присутствует здесь всегда - даже если речь идёт о чём-то другом. Флот наполняет собой жизнь вокруг, придаёт ей особый смысл. Мы, дети, это чувствуем и сопереживаем. В том числе и в кино.

Всё началось в 1947 году, когда на Кольский полуостров приехал «Чапаев всех времён и народов» - Борис Бабочкин. Приехал уже не как актёр, а как режиссёр, чтобы снять картину о действиях одного из надводных кораблей Северного флота во время войны. Съёмки проходили в Полярном и на других флотских базах. Для подыскания лучшей «натуры» киногруппа, на одном из судов, выходила в открытое море. Фильм назывался «Повесть о «Неистовом» и был сделан в рекордно короткие сроки. Первым съёмочным днём стало 23 июня, а к 22 ноября лента была окончена. Характерная деталь эпохи: коллектив кинематографистов во главе с Бабочкиным победил в соцсоревновании, и ему было вручено переходящее красное знамя - за быстроту. О своих героях-моряках режиссёр писал: «Мне хотелось сделать их типичными, подчеркнуть в них не столько различие их индивидуальностей, сколько черты, общие для всех советских моряков. Такими чертами, по-моему являются преданность родине и долгу, чувство коллектива, скромность, душевность и полное отсутствие сентиментальности». Пока шла работа над «Повестью» пресса писала о ней с придыханием - ещё бы, ведь снимал признанный киноклассик. После выхода фильма ситуация изменилась. Бабочкина упрекали в отсутствии героики, в обыденности всего происходящего на экране. Оправдываясь, он отвечал критикам: «Я люблю действительность, окружающую меня жизнь неприкрашенной и считаю, что наша жизнь не нуждается ни в какой лакировке». В общем, первый блин вышел отчасти комом.

Пропустим примерно четверть века и откроем флотскую киноисторию нашего края на главе под названием «Командир счастливой щуки». Бригада подводных лодок серии «Щ», действуя на вражеских коммуникациях, наносит по немцам удар за ударом, торпедируя транспорты с войсками и оружием. Дерзость и боевая удача одной из этих лодок, прозванной «счастливой», вызывает серьёзную тревогу в фашистском штабе. Командиру соединения противолодочных кораблей приказано любой ценой потопить советскую субмарину. Начинается поединок, завершившийся, памятным мне с детства, жертвенным подвигом.

В отличие от «скорострельного» Бабочкина, режиссёр Борис Волчек работал над своим новым фильмом два года.

- Я побывал в Заполярье, - рассказывал он потом, - и решил: снимать будем здесь. Здесь сама обстановка, сама природа способствуют раскрытию героической темы.

Готовились кинодеятели основательно: на заводе «Севморпуть» сделали «счастливую щуку», подогнав под соответствующие формы дизельную лодку 611-го проекта. Съёмки продолжались несколько месяцев. Почти ежедневно подводники, вместе со съёмочной группой, выходили в море. Сотни погружений и всплытий, различных манёвров - так, кадр за кадром, создавался фильм. Заканчивали картину в павильонах студии «Мосфильм». Там, в натуральную величину, были воссозданы отсеки подводного корабля, где и разворачивалось действие. В фильме играли известные артисты. Роль командира лодки Алексея Строгова, кстати, ласково называвшего своих подчинённых «щукарями», исполнил Пётр Вельяминов, комиссара Шеркниса - Донатас Банионис. Участвовали в эпизодах и моряки подводной лодки, на которой проходили съёмки. Позже, на страницах «морского сборника» Вельяминов вспоминал об этой работе:

- Первой мыслью было: «Справлюсь ли?». Не шутка - командир подводного корабля! Ведь зритель, особенно из числа специалистов не потерпит ни малейшей фальши. Для начала перечитал мемуары командиров подводных лодок. А потом, когда прибыли для съёмок в Заполярье, подолгу беседовал с подводниками... Не скрою, на меня, Донатаса Баниониса, других артистов, режиссёров, операторов огромное впечатление произвели подводники. Нелёгкая у них служба, суровы условия Заполярья. И как просто, без тени геройства делают они своё дело. Нас поразили их повседневное мужество, ярко выраженное чувство долга и какая-то особая житейская мудрость.

Картина, хоть и была не без огрехов, всё же, по общему мнению, удалась. Первыми её увидели моряки-североморцы летом 1973 года. Тогда же, как признание заслуг, кинематографистам были вручены «командирские лодочки» - нагрудные знаки офицеров ВМФ, допущенных к управлению подлодками.

Почти одновременно с лентой о «Счастливой щуке» на Северном флоте снималась другая картина - «Океан». В мае 1973 года в Североморске, на улицах Морской и Сивко, где работали кинематографисты, можно было увидеть, как по припорошенной снегом сопке шли, взявшись за руки, две девочки-близняшки, а рядом с ними - морской офицер. На лицах девочек - радость. Сегодня они отправились гулять вместе с папой, только что вернувшимся с моря. Капитан второго ранга тоже довольно улыбался, по-доброму жмурился от весёлых солнечных лучей. Стоит ли говорить, что семейную вылазку «на природу» сопровождали автомобили с эмблемой «Мосфильма», а офицером был артист Николай Олялин, игравший командира противолодочного корабля Александра Платонова. Роль Олялину нравилась.

- Образ Платонова, - пояснял он корреспонденту газеты «На страже Заполярья», - мне дорог тем, что в его характере и поступках выражены большие мысли о человечности, о нашей морали, о сути истинного товарищества и воинского долга. За годы службы в Военно-Морском Флоте Платонов не только приобрёл жизненный опыт, но и стал коммунистом в самом высоком значении этого слова, командиром корабля, которого знают и любят подчинённые.

Сюжетную основу картины составила переработанная для кино пьеса Александра Штейна, автора сценария к фильмам «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы». Кончили военное флотское училище три друга. Каждый пошёл своим путём. Один - Слава Куклин - стал «сухопутным» моряком, служакой, приспособленцем. Второй - Саша Платонов - командует кораблём, решителен и смел. Третий - служащий под его началом Костя Часовников - толи моряк, толи поэт, сомневающийся в правильности сделанного выбора. Часовников решает оставить флот и посвятить себя литературе. Начальство медлит с ответом, а его друг и непосредственный начальник Платонов - категорически против. На этом и строится интрига. В финале, Часовников решает навсегда остаться на флоте. Фильм был двухсерийным, цветным и снимался не без проблем.

- Ехали мы в Заполярье с надеждой застать зиму, - огорчённо сообщал журналистам режиссёр картины Юрий Вышинский, - но натурные съёмки... пришлось вести с некоторой поправкой. Завозили снег, включали ветродуй. Имитируя пургу, использовали мелко нарезанную папиросную бумагу. Так что погода не очень-то считается с насущными потребностями и запросами «киношников».

В картине был собран неплохой актёрский ансамбль. Помимо Олялина - Борис Гусаров, Кирилл Лавров, Армен Джигарханян, Татьяна Самойлова, Наталья Белохвостикова. Трудились они азартно, увлечённо. Однако, с каждым днём подправлять и редактировать северный климат становилось всё труднее и, в конце-концов, работу решили продолжить в павильонах. Съёмочная группа уехала. Год спустя фильм был закончен. А когда картину показали по всей стране, на неё обрушился, в соответствии с названием, целый океан критики. Вот типичный образчик, взятый из статьи «Упрощение конфликта», опубликованной 14 ноября 1974 года в газете «Водный транспорт». «Есть немало оснований полагать, - рассуждает её автор А. Александров, - что в конфликте между Платоновым и Часовниковым сегодняшний зритель увидел недоверие к человеку. И действительно, Платонов, искренне желая добра товарищу, действовал по примеру некоторых руководителей 40-х годов, как говорится, загонял человека палкой в рай... Вера Платонова основывается, прежде всего, на его собственном непререкаемом убеждении, что «Часовникову нужен флот, а флоту Часовников». Это уже не вера, а волюнтаризм. Ни сам Часовников, ни флот не уполномочивали Платонова решать за них, кто кому нужен». И сам Олялин рассуждал о фильме и о своей роли уже совершенно по-другому.

- Фильм неудачен, - отвечал он на соответствующий вопрос в газете «Комсомолец Заполярья». - Нет в нём тех людей, которых я уважаю и люблю. Вспоминать о нём, вот честное слово, больно. Ну, это у актёров к сожалению бывает нередко. Когда все твои творческие планы и замыслы разбиваются о множество... объективных факторов... Это теневая сторона нашей работы.

Тем не менее, лента получилась знаковой. И прежде всего потому, что в ней впервые показали «лишнего» флотского человека - из тех, что в послеперестроечные годы, не найдя себя, во множестве увольнялись, уходили в запас. В семидесятые, конечно, проблема не достигала таких масштабов, но - симптомы болезни определены верно, типаж схвачен чётко, так что картина, на мой взгляд, пострадала больше по идеологическим, чем по художественным причинам.

Оставим позади почти десятилетие и из длинного перечня картин о флоте выберем ещё одну - «Правду лейтенанта Климова». Для мурманчан, знаменательна она, прежде всего тем, что сделана по сценарию нашего земляка - писателя Леонида Крейна, представляющему собой его же переработанную повесть «Дуга большого круга». Этот фильм, поставленный режиссёром Олегом Дашкевичем - о подводниках, об их повседневной службе, в которой есть место и обыденному, и героическому. Снимался он в начале восьмидесятых в различных частях Северного флота. Главные роли исполнили популярные актёры Андрей Ростоцкий и Юрий Каморный. К примеру, Ростоцкого, по воспоминаниям очевидцев съёмок, можно было встретить летом 1981 года в Североморске возле морского вокзала и легко узнать среди других, находившихся там же, флотских офицеров. Ведь несмотря на тёплую погоду, носил он чёрную фуражку и шинель, в то время как на остальных моряках были белые фуражки и «форма три». Что делать, согласно сюжету лейтенант Климов прибыл к новому месту службы зимой. Картина вышла на экраны в 1982 году. Она получилась добротной, но громких лавров не снискала. И всё же - осталась памятной страницей в истории мурманского кино.

Флотские фильмы последних лет требуют отдельного разговора. Пока же, подводя итоги, замечу, что ленты, о которых шла речь - из самых интересных, неординарных. А в целом, качество многих фильмов о флоте, к сожалению, оставляло желать лучшего. Им часто не хватало глубины, знания морской службы, понимания флотских проблем. Ещё в середине семидесятых офицер-североморец - капитан 3 ранга Е. Никифоров высказался по этому поводу так: «Флот не должен служить лишь фоном, местом действия... Флотскому зрителю (да и не только флотскому) нужны не произведения однодневки с ленточками и якорями - внешними аксессуарами морской формы, а такие фильмы, где ставятся большие вопросы жизни военно-морского флота, где конфликты раскрываются с суровой и неоспоримой художественной правдой». С ним и сегодня нельзя не согласиться.
 
100-let-arch
Дорога памяти
Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?

xvideo indian gay pornoko.net kolkata sonagachi blue film
سكس مصرى رومانسى wapoz.info اجمل شراميط
منتديات الظلام kobiiys.com نيك مؤخرات كبيرة
yuri hentai galleries manga-hentai.net gal gohan hentai
xxx videos kannada xixtube.info free porn tube indian
gonzo sex lalatube.mobi firstnightvideo
indian hot sexy vedio bigassporntrends.com xxx indin video com
servent xnxx xxxbunker.mobi sex vedios
xnxxbest manytubeporn.mobi local sex videos indian
さとう遥希 動画 javsextube.com 277dcv-107
تبادل الزوجات سكس hardpornx.net بعبصة متحركة
xnxx videis pakistaniporntv.com jokes on bf
mallusexvideos tubster.info kareena kapoor sarees
xnxxvieo videoxsearch.mobi www.xvidvideocodecs.com india express login
irene wan ganstavideos.com lokel xxx