АРКТИЧЕСКИЙ ВЕКТОР

АРКТИЧЕСКИЙ ВЕКТОР

Вот вам, для начала, одна из неразгаданных пока мной загадок. В кадре - человек с ножом, явно представитель какой-то северной народности. Нож занесён для удара по-другому человеку, лежащему на снегу. Рядом - нарты с поклажей. Фотоснимок с кадра опубликовала 18 декабря 1939 года «Полярная правда», повествовавшая о новых лентах. Картина называлась «Гость». «Часть съёмок этого фильма, - сообщала газета, - производилась в Кировске». Однако, в каталоге кинопродукции тех лет такого фильма нет. Обычное дело: рабочее название и его итоговый вариант отличаются друг от друга. Но - о чём была картина, кто в ней снимался, каковы были обстоятельства съёмок остаётся пока только догадываться...

Говорят, все мы родом из детства. Что касается мурманского кино, это действительно так. Во всяком случае, уже в довоенное время определилось место Кольского Севера в системе киношных координат, обозначились тенденции, ярко проявившиеся в дальнейшем. И тому имелись свои причины. Ранний кинематограф был падок на экзотику, которой на севере - хоть отбавляй. Экзотике сопутствовал официальный «покорительный» пафос, и соединение этих двух условий на многие годы сделало полярные пространства объектом пристального внимания отечественного кино. Ну а Кольский полуостров - самая близкая, самая доступная, наконец, самая освоенная северная территория России. Вот почему именно с него всё и началось.

Первым в СССР игровым фильмом на северном материале стала лента «Песнь тундры» режиссёра Александра Пантелеева, появившаяся в 1926 году. Речь шла, в духе той эпохи, о конфликте саамов-лопарей со скупщиками пушнины, в котором на стороне угнетённых туземцев принимает активное участие ссыльный революционер. Заканчивалось всё, разумеется, оптимистически: победой нового строя над отжившим своё, «проклятым» прошлым. К сожалению, эта - ещё немая «Песнь тундры» до нас не дошла, но тогда она «прозвучала» на всю страну и советские кинодеятели расслышали её очень даже хорошо. С тех пор одним из векторов развития «важнейшего из искусств» оставался арктический, северный.

Другой темой, привлекавшей внимание мастеров кино, стала, что тоже понятно, Гражданская война. События, происходившие на Мурмане  в период интервенции, были, своего рода золотой жилой, доступной, пока оставались в живых свидетели и участники тех событий, к разработке «открытым способом». В 1933 году на экраны вышел фильм «Белый камень». А в 1938-м на страницах «Полярной правды» старый саам - герой рассказа Павла Лукницкого «Олени бегут» вспоминал о нём так: «На берегу моря становище Иоканьгу знаешь?.. Там есть скала... Когда англичане в девятнадцатом году приходили, там каторгу сделали, тюрьму на скалах, море кругом... Там и сейчас кости наших людей лежат... Начальник был - зверь, выведет наших людей, курит сигару, сам целится по несколько минут то в одного, то в другого. Людей мучает, убьёт двух или трёх, они падают со скалы... Остальных - обратно, чтоб на следующий день помучить... Я тоже там был. Наши, спасибо, пришли, жив остался... А потом, пять лет назад, из Ленинграда сюда кинорежиссёр приехал, делать об этом картину. Понимаешь, меня пригласил, я всё показывал и сам тоже играл, мне сказали: я хороший артист. Я в Ленинград с оленями ездил. Понимаешь, в Европейской гостинице три месяца жил, в павильоне снимался!.. Хорошее время, хорошая вышла картина. Всюду её возили и в Лондон, я слышал, возили показывать. Очень нравилась английским рабочим».

Великое немое... Представляю себе киносеансы тех лет. Тесные зальчики «синема» - прокуренные, устланные по полу вместо ковров шелухой от семечек. Тапёров, играющих, как умеют, на дребезжащих, расстроенных инструментах. И зрителей, жадно внимающих происходящему на экране, верящих в реальность волшебного «зазеркалья» до такой степени, которая и не снилась нам нынешним,  с ленивой ухмылкой просматривающим на дивиди очередную мелодраму: мол, что ещё придумали. Впрочем, наивное отождествление жизни экранной и истинной имело свою тёмную сторону. Романтика была поставлена на службу пропаганде. Кино, как и прочие виды творчества, оказалось втиснутым в прокрустово ложе соцреализма, а всё выступающее за его рамки обрубалось... пардон, вырезалось без всякой жалости. Хотя, это не мешало настоящим мастерам создавать свои шедевры.

В 1934 году всю страну облетело известие о полярной одиссее челюскинцев. Под звуки бравурного марша «Когда страна прикажет быть героем, у нас героем становится любой», Арктика вошла буквально в каждый дом. На этом фоне, появившиеся в 1936 году, уже звуковые, «Семеро смелых» Сергея Герасимова обрели огромную популярность и стали по-настоящему знаковой, как сказали бы ныне, «культовой» картиной. Почти весь этот фильм был снят в нашем крае и мурманчане по-своему способствовали успеху будущего фильма, стараясь создать киногруппе благоприятные условия для работы. Позднее Герасимов вспоминал: «Мы жили в Заполярье чуть ли не целый год. Снимали и на Кольском полуострове, и на Рыбачьем, и на Кильдине... Чуть ли не все события, послужившие сюжету, были пережиты участниками съёмок. Они жили среди непуганых птиц на островах Баренцева моря, осваивали лыжи и парашют в Хибинах. Сколько раз, подобно героям фильма, им приходилось пробиваться через внезапную пургу, сколько раз в поисках натуры они совершали многокилометровые переходы... Правда, коллектив поддерживало тёплое участие местных жителей. Они выделяли кинематографистам, людей, питание и даже единственное имеющееся сухопутное транспортное средство - лошадь 36 лет, потерявшую зубы и питавшуюся мочёным хлебом...»

Тот же Герасимов, чуть позже открыл и другое, важное для кино, свойство Кольского полуострова - его рельеф и природа столь богаты и разнообразны, что могут, при необходимости, заменить любой северный регион. И не только северный. Весной 1937 года Сергей Апполинарьевич снимал в Кировске натуру для своего нового фильма «Комсомольск», посвящённого ударной стройке на Дальнем Востоке. Одновременно снимать дальневосточные кадры туда приехали, находившиеся на гребне славы, братья Васильевы - создатели легендарного «Чапаева». Их новая картина «Волочаевские дни», которая делалась под Ленинградом, оказалась под угрозой срыва из-за целого ряда форсмажорных обстоятельств. Помогли - Хибины. Сами режиссёры описывали ситуацию так: «Нужно было заготовить на месте ряд построек хозяйственных и декоративных... Когда мы всё это сделали, затратив очень солидные суммы, и приступили к съёмке, началось таяние. Мы немедленно стали искать, куда перебросить. Нашли выход - в Кировск. И опоздай мы на два-три дня, не сняли бы зимнюю натуру». Накануне Великой Отечественной мурманская пресса уже писала о Кировске, как о «Полярном Голливуде» и «любимом месте советских кинематографистов».

Вооружённые конфликты последних предвоенных лет дали советскому кино новый материал для творчества. Именно в это время становится звездой первой величины замечательный актёр Николай Крючков, сыгравший, среди прочего, командира-пограничника в фильме «Граница» и демобилизованного танкиста в «Трактористах». Череду созданных им на экране «армейских» образов продолжил разведчик Байков - главный герой фильма «В тылу врага». Картина рассказывала о событиях войны с белофиннами, рабочее название её было «Юпитер второй» и трудиться над ней приехала в Кировск весной 1941-го съёмочная группа киностудии «Союздетфильм» во главе с режиссёром Евгением Шнейдером. Крючкову, разумеется, уделялось особое внимание. «Николай Афанасьевич, - сообщала газета «Комсомолец Заполярья», - приехал не отдохнув после работы над музыкальной комедией «Свинарка и пастух», где он под руководством режиссёра Пырьева снимался в новой комедийной роли вместе с Мариной Ладыниной». Заканчивали фильм спустя несколько месяцев, когда враг стоял на подступах к Москве. Премьера проходила на передовой. Вот, что писал о ней Крючков в своих мемуарах: «Показывали ленту в лесу, в каком-то сарае, под прикрытием боевого охранения. Мы, артисты, изрядно волновались, и не без оснований: события, о которых шла речь в фильме, по сравнению с теми, что происходили в действительности, выглядели... не слишком уж серьёзными, поверхностными, наивными что ли. Но как реагировали бойцы! Насколько они были великодушны к нашим очевидным промахам и натянутостям, как радовались тому, что враг бежит хотя бы на экране, как верили в неизбежность нашей победы»!

Последним фильмом мирного времени, съёмки которого проходили в нашем крае, оказалась картина «Дальнее плавание». Работа над ней стала данью мощному росту рыбодобывающей промышленности и определила на десятилетия вперёд ещё одну тенденцию, ещё одну тему - рыбацкую. «Дальнее плавание», - поясняли в июне 41-го мурманские газетчики, - будет героико-приключенческим фильмом, основной линией которого является становление и формирование образа молодого человека нашего времени. Действие фильма развёртывается в Мурманском траловом флоте». Натуру отсняли в Мурманске. Киношники ожидали выхода в море, наркомат рыбной промышленности уже выделил для работы над картиной специальный траулер, но... Наряду со множеством других планов, война разрушила и этот. На несколько лет единственными работающими в Мурманске деятелями кино стали фронтовые операторы, единственными снимавшимися фильмами - военные хроники. К художественным картинам вернулись лишь после победы. Но об этом - в другой раз.

 
100-let-arch
Дорога памяти
Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?

xvideo indian gay pornoko.net kolkata sonagachi blue film
سكس مصرى رومانسى wapoz.info اجمل شراميط
منتديات الظلام kobiiys.com نيك مؤخرات كبيرة
yuri hentai galleries manga-hentai.net gal gohan hentai
xxx videos kannada xixtube.info free porn tube indian
gonzo sex lalatube.mobi firstnightvideo
indian hot sexy vedio bigassporntrends.com xxx indin video com
servent xnxx xxxbunker.mobi sex vedios
xnxxbest manytubeporn.mobi local sex videos indian
さとう遥希 動画 javsextube.com 277dcv-107
تبادل الزوجات سكس hardpornx.net بعبصة متحركة
xnxx videis pakistaniporntv.com jokes on bf
mallusexvideos tubster.info kareena kapoor sarees
xnxxvieo videoxsearch.mobi www.xvidvideocodecs.com india express login
irene wan ganstavideos.com lokel xxx