ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ И.Ф. УШАКОВА

01Из воспоминаний И.Ф. Ушакова

Многие жители Кольского края при упоминании имени Ивана Федоровича Ушакова (1921-2002) в первую очередь вспомнят его как одного из основателей научного краеведения в Мурманской области. Это и закономерно: Иван Федорович - доктор исторических наук, профессор Мурманского государственного педагогического университета, выдающийся историк, талантливый педагог, автор более 400 научных и научно-популярных работ о Кольской земле, за свои заслуги удостоенный звания Почетного гражданина города-героя Мурманска.

Уроженец Верхнеуральска, большая часть жизни которого была связана с нашим краем, свое детство провел в деревне Малиново Юрьевского уезда Костромской губернии, где он окончил семь классов. Затем, почувствовав в себе склонность к педагогической профессии, поступил в Вичужский педагогический техникум и благополучно окончил его[1]. 29 сентября 1939 года в возрасте 18 лет Иван Федорович был призван в ряды Красной Армии, службу проходил в составе горнострелковой дивизии в Молдавии и на Буковине.

Грянула война. И вот об этой части биографии Ивана Федоровича широкой аудитории мало что известно. Сначала он участвовал в боевых действиях в составе воинских подразделений Юго-Западного фронта, был командиром стрелкового отделения. С декабря 1944 года пехотинец Ушаков - боец стрелковой роты 1-го батальона 32-й стрелковой моторизованной Корсуньской бригады 18-го танкового Краснознаменного корпуса 3-го Украинского фронта. Принимал участие в операциях по освобождению Украины, Венгрии, Румынии, Югославии, Австрии. Был неоднократно ранен. По окончании Великой Отечественной войны Иван Федорович был отмечен военными наградами, в числе которых орден Отечественной войны I степени, медали «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.», «За боевые заслуги», «За отвагу», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены».

Однако были в его фронтовой летописи и трагические страницы: 6 августа 1941 года во время ожесточенных боев в Кировоградской области (Украинская ССР) Иван Федорович попал в плен, который продлился чуть более трех лет. Три года между жизнью и смертью, три года мытарств по лагерям для советских военнопленных, в числе которых была и небезызвестная Уманская яма...

Перед вами - фрагменты воспоминаний Ивана Федоровича об этом ужасном времени, которые поступили в архив в составе его личного фонда. Несмотря на свою отрывочность, отсутствие четкой хронологии, временами - неясность, они ценны тем, что являются подлинным свидетельством очевидца страшных событий.

 

Гитлер и Муссолини

Из Копенковатой[2] 7 августа 1941 г. я прибыл в Умань. Нашу группу разместили в «курятнике» возле кирпичной ямы. На второй или третий день мне удалость попасть в группу из 30 человек, которую взяли на уборку в гор. банке. Надзор был не строгий, за дорогу один скрылся. Нэмен зе нихт цур Арбайт![3] Охранник не повел нас за это кормить, но некоторым удалось по малости кое-чем разжиться.  Два сухаря лежали и у меня в кармане. Нам удалось 1 человека перетянуть из другой группы (сказали: нас поведут на шамовку[4] после работы).

Вместо верхотуры, которую, кажется, отвели для командного состава, нас направили в яму. В центре ее была большая лужа, грязный водоем, и все мучимые жаждою, пытались через ткань, как-то, добыть немного питья. Время было жаркое. Десятки тысяч людей мучились голодом и жаждою. Ночь прошла на земле, под открытым небом. Искали земляков и однополчан, сбивались в группы.

На др. день, то ли 10 то ли 11 авг. пополудни стала усиливаться  охрана на берегах. Обрывистые стены исключали возможные бегства. Поэтому прошел слух - немцы готовятся к расстрелу всех (тысяч 60!) находящихся в яме. С каждым часом охрана усил., появились пулеметы и бронетранспортеры. Какая-то группа пыталась по единственному откосу подняться. Ее тут же срезали из пулемета. Тела посыпались вниз.

Посредине ямы тянулись рельсы узкоколейки; в одном месте опрокинута была кер-вагонеточка. Я выбрал эту позицию. Рядом оказались три труса-паникера, м.б. сектанты, люди немолодые и религиозные. Они, считая, что вот-вот начнут расстреливать людей, причитали, охали,  лепетали какие-то жалкие обрывки молитв.

Прошло еще с полчаса, наверху прибывали чины; видно было, что это крупные начальники. Наконец, к обрыву подошли несколько человек со свитой. Наступил критический момент. Дула пулеметов многочисленной охраны, казалось, только ждали приказа.

Гитлер и Муссолини в приподнятом настроении, что было видно по их самодовольным жестам, постояв немного, повернулись и ушли.

Вскоре осталась одна охрана, которая постепенно стала таять, убывать. Берег почти оголился, и через час напряжение спало.

Никто точно не знал, что происходило в действительности.

Никто не мог предположить, что сами главари могут появиться в Умани. Но, видно, желание полюбоваться поверженными большевиками было столь велико, что фюрер и дуче не поленились взглянуть на Уманскую яму.

Только в конце сентября укр. население сообщило, что сам Гитлер посетил Умань. А убедился я в том, что лично видел обоих сволочей, только позднее, прочитав книгу Воробьева «Земля, до востребования».

Позднее в 1966 г., я видел Де Голля (в Ленинграде). Я видел Хрущева, Брежнева (первого из них на Киевском вокзале, второго 01.05.1975), но встреча с извергами в 1941 г. под дулами пулеметов была особой.

Дохляки, доходяги

Вижу Толю-доходягу в Карповке[5], длинный, худой с безразличным потухшим взглядом. Он стоял возле круглой, черной, одетой листовой жестью, печи и почти не шевелился.

В Карповке никто не умирал. Как ни грабили румынские офицеры поставки окрестных сел, добротные крохи крестьянского хлеба попадали в желудки призонеров[6]. Кое-кто ходил на работу - за дровами и т.п. и приносил добычу. Один раз власти даже выдали по палке тютюна[7].

В Васлуе[8] люди были рассортированы: доходяги - в инфермерии[9] или в заразном бараке, откуда уже не возвращались. В среднем 12-14 человек, иногда до 20 отправлялись на чимитир[10]. Сказывали - советский сектор насчитывал к 44 г. 2 тыс. могил, т.е. только третья часть ушла в иной мир. Это никого не ужасало: шла война, и жизни совсем не ценились. Румынские солдаты даже завидовали нам, особенно когда стал вырисовываться конец их бесславного разбоя.

Когда домой?

Странно, что многие питали иллюзию, что скоро-скоро их отпустят домой. Особенно одесситы и жители Транснистрии[11]. Веру эту поддерживали охранники, которые боялись ответственности за побеги. Помню, весной какого-то года в лагерь (м.б. Карповку?) заглянул дженерал, поинтересовался как содержат призонтера, а потом обратился: какие имеются вопросы? Кэнд а касэ?[12] Генерал удивился и ответил: Дупэ терминарий разбойлуй[13]. Можно было видеть разочарование слушателей, которым твердили: Москва взята, Сталин бежал то ли в Иран, то ли в Сибирь.

Чтобы создать видимость скорого возвращения в дома - а большинство сидевших были захвачены по Транснистрии уже после окончания военных действий, - решили отпустить дряхлых стариков, которым под 60 лет и родившихся в 24 году. Моя справка о рождении Луховской волости[14] была написана красными чернилами. Последнюю цифру «1» я переделал кровью в 4, получилось очень похоже, и в один еще холодный мартовский или апрельский день, конвоир повел меня в Могилев-Подольский. Километров 12, кажется.

В городской жандармерии, которая должна была выдать отпускное свидетельство, совсем не интересовались, откуда я (м.б. они никогда не слышали даже о Костромской губернии), но зато без труда обнаружили подделку в документе. Документ отобрали, сантинелу[15] словесно объяснили, что я не подлежу освобождению: пусть так и передает лагерному начальству. Все-таки незлобивые эти румыны. Мне даже не влепили оплеухи по уху, как это сделал жандарм Романского жудеца[16], а вернули в Карповку. Мы шли оврагом через длинное по долине реки село, заходили пообедать. Нас накормили, и женщина тайно сунула мне 1 нем. марку и кусок хлеба. С завистью провожавшие меня, к вечеру встретили: «Ну что, Ушак?» Не помню, что я отвечал. Но эпопея закончилась, не оставив более надежды на выход по-гайсински.

Смена имени

Едва ли не половина призонтеров носила чужие фамилии, одни опасались репрессий в отношении семей, поскольку плен считался - как бы он не случился - почти предательством Родины, другие учитывали национализм немцев, третьи...

Коля Оливенко - это чуваш Пятин, Костя Полищук - это Белов, Марк Мельников - это Мильштейн и так далее.

Немцы относились к своим кригсгефангенен[17] по национальной принадлежности. Юда - это ничто, цыган - отброс, русский - это враг, украинер - это с благожелательностью, по крайней мере показной. Населению внушали - скоро украинцев отпустят домой. Стремились посеять рознь между украинцами и русскими.

В Гайсине местных уроженцев-украинцев отделили в отдельный угол сарая и выписывали пропуска. Не верилось. Но нужно было решаться. Обманщиков травили собаками. Но может быль? Писарь отлично видел, что я ни слова не знал по-украински, но заполнил аус-вайс[18]: Ушак Иван Самгородок. Я прикидывал - сменить, скажем, на Сидоренко - не услышишь на перекличке или запнешься - и тогда капут. При обыске - при мне все документы, где будет другая фамилия. Под усеченной фамилией я жил ровно три года - по 23 августа 1944 г.

Курение, наколки, ремесло

Истинным мучением для большинства пленных было отсутствие курева. Казалось бы, в таких условиях легко было бросить эту привычку, ан, нет! Поиски «бычков» - грязных окурков, иногда в куче хлама, на обочинах дорог, даже в уборной. Попытки курить лист, мох и т.п. ничего не давали. В лагерь существовал пронос из города работавших, ездовых, солдат и бог знаем, какими путями. В Васлуе на перекрестке недалеко от гражда (конюшни) существовал черный рынок. Чаще всего курильщики 0,5 пайки хлеба меняли на табак. Попытки пресечь эти сделки потерпели неудачу. Думаю, что ¾ умерших составляли меняльщики пищи на курево.

В Карповке возникла эпидемия наколки. Помню усатого одессита, несомненно, сидевшего в тюрьме - во всем проглядывал бывалый уголовник, - который добыл сажи, иглу, изготовил рисунки и старательно накалывал своих приятелей и просто желающих. Чаще всего изображался на груди орел с распростертыми крыльями, иногда в когтях он нес голую девушку. Были и другие сюжеты, символы, слова (изречения и т.п.). Что двигало желавшими дырявить свою шкуру? Не берусь объяснить. Видимо, заключенность в соединении с невежеством, представление о геройстве, необычности судьбы, стремление оставить память о времени, когда человек был никем - беззащитным и оторванным от своего прошлого.

Иного рода занятием стало ремесло. Удивительно талантлив оказался этот люд. Из материалов, полученных от солдат или подобранных при случае где-то, делали котелки, кольца (чаще из монет), шили головные уборы (картузы, шапки), изготовляли из кости превосходные мундштуки, игрушки, скульптурки и т.п. За изделия получали хлеб, курево. Многие организовали изготовление игральных карт.

У меня не было никакого ремесла, и я должен был довольствоваться тем, что могло перепасть по какому-либо счастью. В первую васлуйскую зиму меня иногда угощали работавшие на конюшне ездовые. Будучи в городе, они добывали румынские газеты. Мы жилим в изоляции, жаждали знать, что творится на фронтах, информаторы-охранники сами почти ничего не знали, некоторые умышленно врали (о падении Сталинграда). Поэтому вечером мне приносили иногда газету, и я переводил фронтовые сводки. Они касались боев на Кавказе, излучине Дона и т.д., 2-месячное изучение латинского языка сослужило мне известную пользу. Не все понимал я, но названия географических пунктов, ход операций позволяли судить о ходе борьбы. Летом я переводил уже почти не таясь: газеты были правительственные, не большевистские. Битые румыны как бы утратили бравость и желание вмешиваться в то, что им не причиняло беспокойств.

 

«Фиря ал дракулуй»[19]

Немного лиц сохранила память их числа мучителей. Голуб, сержант «Чертов характер», шомпольник...

«Фиря ал дракулуй» упивался властью. Он врывался в барак с палкой, бил его по нарам, кричал что-нибудь [неразборчиво], любил наводить страх и изысканно ругался (в бога, церковь, иногда в большевичей; по-русски это называется трехэтажным матом; по богатству набора ругательств он был, вероятно, недосягаем). Набрав партию на работу, он выгонял захваченных и исчезал.

Голуб был из Одессы. Могучий, высокий (метра 2), он хромал на одну ногу. Не расставался с атрибутом своей власти - палкой. Обращался издевательски перед замерзшей оборванной толпой у «царских врат» и по окончании еды к призонтерам «Господа, поели?» или «Шапки долой, господа!». Когда впускал колонну в столовую поглощать плошку фасолевой водицы, изображал лесоруба: равномерно опускал лопатку на головы и плечи входящих, сопровождая свою работу присказкой, довольно глуповатой, но всем известной и памятной «Отец рубит, а я отвожу».

Шомпольник ведал конюшней в Карповке, кода призонтеры содержались еще в кооперативе (бывшей лавке, магазине).

Этот тип систематически практиковал театрализованные представления: по команде «Кулькат!» (ложись) все чистившие лошадей призонтеры должны были быстро лечь у прохода, а истязатель шел и стегал по спинам шомполом. При хорошей одежде и хорошей подкладке это было терпимо; и люди шли в конюшню добровольно - ведь от лошадей можно было взять кукурузный початок или что-то из их корму.

Голуб мне влепил за все время только раз (удавалось проскочить между взмахами руки, присесть или чаще - идти другой стороной), но после того единственного раза плечо болело почти неделю. Рука у Голуба была тяжелая, а лопатка как литая.

Румыны - довольно мягкий народ. Вчерашние крестьяне, которых успели лишь настроить против большевиков, стремящихся загнать людей в колхозы и низвергнуть бисерики[20], они не питали ненависти к русским, особенно когда знакомились с нами ближе.

Сами румынские порядки не походили на немецкие. Румыны никогда не расстреливали призонтеров (по крайней мере я не видел и ни от кого не слышал о случаях расстрела). Высшая мера наказания - «25 ла кур», карцер, хотя и это применялось редко. В карцер Сашке-Москве, когда у него отекли ноги, принесли доску, на торец которой можно было слегка присесть. Ынкисоара (внутренняя тюрьма) представляла собой пустую комнату-изолятор без особых приспособлений для мучительства.

Одним из способов помучить было стояние на дугксэ (перекличка, точнее подсчет людей на площади). Но, кажется, они происходили от малограмотности и бестолковости охраны: неспособные сосчитать людей в бараках, они выводили на ветер, холод, и по 3-4 пересчитывали.

Наоборот, жестокость немцев была безгранична. Это какой-то бездушный, каменный народ. Приученные к абсолютному порядку, педантичные во всем, они не терпели какого-либо своеволия, малейшего игнорирования их распоряжений. Уже в [название населенного пункта  неразборчиво] они отделили «жидов и комиссаров», отвели их за садик и расстреляли из автоматов; в лагере у лесопилки, когда зэки стали на кострах жарить куски лошадиной морды, сначала предупредили - не жечь! Затем офицер из пистолета застрелил троих, которых положили по концам зигзагообразной канавы и возле середины ее - в назидание. В Михайловке мужику, выскочившему из колонны за куском хлеба, конвоир сначала прострелил ногу правую, выше колена; тот упал, немец зашел сбоку, с близкого расстояния выстрелили в висок; фонтанчик крови на загорелом виске быстро образовал ручей на пыли, дернувшись, небритый мужчина расстался с жизнью, а кровь текла, а я находился в 1,5 метрах, рядом с убийцей. Этот действовал хладнокровно, деловито... Больше всего стреляли в хвосте колонны, добивали отстающих, слабых. В Умани, когда стали ломать с крыши доски на топливо, чтобы сварить в консервных банках траву, немцы стреляли в каждого, кто осмеливался добывать дрова.

С каким довольством они, гогоча, издевались над евреями. Однажды поставили трех евреев между двух рядов колючей проволоки, ограждавшей лагерь, и заставили «молиться» - приседать и делать руками определенные движения. Первым выбился из сил старик, они били его палками, несчастный кричал,  а они смеялись злорадно и бездушно, повторяя «Юда, Юда!». Когда избитый старик уже лежал вповалку, били второго. И только третий, молодой, долго делал гимнастику... Тут подвели четвертого, объявили, что он украинец - ему принесли плошку и дали есть на глазах находившихся за изгородью  сотен  голодных  людей. На другой день этим сотням дали первый раз пищу - плохо проваренное просо, неободранное, как дробь. Лишь немногие еще как-то обрабатывали. Остальные с голоду жевали и глотали неободранным, мучились желудком (не ели около недели, только в пути жевали немного зерна пшеницы), поносили целым просом.

ГАМО. Ф. Р-1355. Оп. 1. Д. 376. Л. 40-43об

 

 



[1] Подробнее о научной и педагогической деятельности И.Ф. Ушакова можно узнать в материале «К юбилею И.Ф. Ушакова» в разделе «Выставки и публикации» сайта архива

[2] Предположительно село Копенковатое в Новоархангельском районе Кировоградской области Украинской ССР

[3] нем. Nehmen sie nicht zur Arbeit! - Не бери их на работу!

[4] Шамовка - (жарг.) прием пищи

[5] Село Карповка Могилев-Подольского района Винницкой области Украинской ССР

[6] Призонер, призонтер - от рум. Prizonier - заключенный

[7] Тютюн - низкосортный табак

[8] Васлуй - город в Румынии

[9] Инфермерий - лечебница, лазарет

[10] От рум. Cimitir - кладбище

[11] Губернаторство Транснистрия, или Заднестровье, - административно-территориальная единица, образованная  румынскими  властями  на территории части оккупированных Винницкой, Одесской, Николаевской областей Украинской ССР и левобережной части Молдавской ССР во время Великой Отечественной войны, столица - г. Одесса

[12] Рум. când a acasă - когда домой

[13] Рум. dupe terminalul razboul - после окончания войны

[14] Предположительно имеется в виду Лухский уезд Костромской губернии

[15] От  рум. Santiela - сторож, караульный, часовой

[16] Жудец - административно-территориальная единица Румынии

[17] От нем. Kriegsgefangene - военнопленный

[18] От нем. Ausweis - удостоверение личности

 

[19] Предположительно от рум. fir-ar al dracului - черт побери; сам И.Ф. Ушаков в воспоминаниях переводит как «Чертов характер»

[20] От рум. Biserica - церковь

 
100-let-arch
Дорога памяти
Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?

xvideo indian gay pornoko.net kolkata sonagachi blue film
سكس مصرى رومانسى wapoz.info اجمل شراميط
منتديات الظلام kobiiys.com نيك مؤخرات كبيرة
yuri hentai galleries manga-hentai.net gal gohan hentai
xxx videos kannada xixtube.info free porn tube indian
gonzo sex lalatube.mobi firstnightvideo
indian hot sexy vedio bigassporntrends.com xxx indin video com
servent xnxx xxxbunker.mobi sex vedios
xnxxbest manytubeporn.mobi local sex videos indian
さとう遥希 動画 javsextube.com 277dcv-107
تبادل الزوجات سكس hardpornx.net بعبصة متحركة
xnxx videis pakistaniporntv.com jokes on bf
mallusexvideos tubster.info kareena kapoor sarees
xnxxvieo videoxsearch.mobi www.xvidvideocodecs.com india express login
irene wan ganstavideos.com lokel xxx