НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРНОЙ РАБОТЫ НА МУРМАНЕ В ГОДЫ ВОЙНЫ

Уважаемые посетители! Мы начинаем размещение ранее не опубликованных на нашем сайте статей и очерков архивистов об истории Мурманской области в годы Великой Отечественной войны. Сегодня предлагаем Вам ознакомиться с материалом Д.А. Ермолаева о развитии культуры нашего региона в годы Великой Отечественной.

 

Д.А. Ермолаев

 

07-02

Кадр из фильма «Победа на Севере». На наблюдательном пункте командующего 14-й армией. Слева направо: член Военного совета Северного флота А. А. Николаев, маршал Советского Союза К. А. Мерецков, генерал-лейтенант В. И. Щербаков и генерал-полковник Т. Ф. Штыков. Октябрь 1944 г. ГАМО. Ф. П-2393. Оп. 2. Д. 300. Л. 27.

Некоторые аспекты культурной работы на Мурмане в годы войны

Феномен культуры военного Мурмана до сих пор остается одной из малоизученных страниц прошлого нашего края. Между тем, именно в годы Великой Отечественной войны произошел невиданный ранее мощный культурный всплеск. С 1941 по 1945 год на Кольском полуострове побывали многие выдающиеся деятели советской культуры, активно работали местные творческие силы, на мурманском материале было создано множество произведений искусства, среди которых - выдающиеся. И сегодня, оценивая минувшее, мы видим, что в культурном плане война - совершенно особый период в истории нашего края, период, который вообще трудно с чем-то сравнивать.

Безусловно, важной причиной такого культурного «взрыва» явилось то, что здесь - на крайнем правом фланге советско-германского фронта наши бойцы противостояли врагу в исключительно сложных и суровых условиях и сумели добиться некоторых успехов, уступив противнику лишь несколько десятков километров своей территории. Другой причиной стало то, что Мурманск являлся в ту пору важным стратегическим портом, фактически «окном в Европу», через который шло взаимодействие с союзниками по антигитлеровской коалиции и поступление грузов по ленд-лизу. Имелись и другие причины, которые еще только предстоит установить и исследовать.

Культурный всплеск, о котором я говорю, отразился во многих сферах искусства. Приведу лишь несколько примеров. Первые публичные исполнения Константином Симоновым стихотворения «Жди меня», ставшего символом того времени, состоялись в нашем крае, где Константин Михайлович побывал в октябре-ноябре 1941 года. 5 ноября Симонов читал «Жди меня» артиллеристам на полуострове Рыбачьем, отрезанном от остального фронта. Читал по просьбе своего друга фотокора Григория Зельмы. Для него же - переписал стихи из блокнота и поставил дату: 13 октября 1941 года, Мурманск. Это - самое первое прочтение состоялось на наблюдательном пункте одного из дивизионов 104-го артполка, в крошечной землянке с двумя отверстиями - для стереотрубы и бинокля. Кроме того, как известно, тогда же по мурманским впечатлениям Симонов написал поэму «Сын артиллериста», вошедшую впоследствии в школьные учебники по литературе.

Еще пример. С 1942 по 1945 год размещавшимся в Полярном театром Северного флота руководил выдающийся режиссер Валентин Плучек. Классик отечественного кинематографа, режиссер Алексей Герман, свидетель тех событий, вспоминал: «Замечательный был театр. На все его спектакли ходил командующий Северным флотом вице-адмирал Арсений Головко». Ходили на спектакли театра и рядовые моряки, вернувшиеся из боевых походов. С этим был связан казус, о котором рассказывал Герман: «Привезли как-то в Полярное спектакль про подводников. И вдруг все подводники в зале встали и ушли. Папа (писатель Юрий Герман - Д.Е.) поймал кого-то из своих друзей: «Что такое? Спектакль же хороший». «Может быть, - отвечал тот, - но я лежал на дне моря, задыхался, еле выбрался, пришел в Полярный, пошел с девушкой культурно отдохнуть и что - я должен смотреть, как я на дне лежал и задыхался? Зачем?!»

Штатным художником Северного флота был тогда известный в дальнейшем скульптор, академик, лауреат Сталинской и Ленинской премий Лев Кербель. В числе первых его работ были две десятиметровые скульптуры, выполненные из снега и льда и установленные в Полярном у Дома офицеров флота. Кербель вспоминал, что перед их изготовлением взял у повара здоровенный нож для разделки мяса, «натер салом руки, чтобы не замерзали, выпил водки побольше и приступил к работе». Мороз стоял крепкий, и Кербель за одну ночь вырезал из снежных заготовок две скульптурные композиции. Первая представляла двух морских пехотинцев, идущих в атаку «в полушубках и бушлатах с автоматами наперевес и с гранатами, взметнувшимися над головой. Во всем их облике чувствовались натиск, решительность, порыв». Один матрос присел, другой бежал, у обоих развевались ленточки на бескозырках. Вторая композиция показывала немца, взятого в плен краснофлотцем.

Я намеренно привел примеры из разных сфер искусства, чтобы лишний раз подчеркнуть разноплановость и мощь культурной работы на Мурмане в годы войны. Еще одной сферой, о которой я расскажу более подробно, стало «важнейшее, по мысли Ленина, из искусств» - кино.

Накануне нападения Германии на СССР Кольский полуостров имел славу «полярного Голливуда». В июне 1941 года в Мурманске шла работа над лентой «Дальнее плавание» по созданной в 1939-м повести ленинградских писателей Евгения Рысса и Всеволода Воеводина «Буря». Картина была посвящена становлению молодого человека, ее действие разворачивалось в Тралфлоте. Когда началась война, съемки были в разгаре. Планировались выходы в море. На первых порах казалось - все обойдется, «Плавание...» удастся завершить в намеченный срок.

Кинозвезда того времени - актер-орденоносец Олег Жаков, игравший капитана рыболовного траулера, отмечал, что никто тогда еще не понимал, какой кровавой и страшной будет эта война, сколь тяжкой ценой достанется победа.

- Война застала меня в Мурманске, на съемках, - вспоминал он много лет спустя. - На третий день я увидел первого пленного немца - сбитого летчика. Долговязый парень, он шел под конвоем двух морячков, невольно приноравливаясь к их валкой походочке. Над ним посмеивались, предлагали закурить. Удивительна была эта незлобивость наших людей, еще не ожесточенных войной. (Мурманск еще ни разу не бомбили)... Они верили в то, что современный человек не может быть средневековым извергом.

Но уже вскоре жизнь перешла на военные рельсы. В том числе и в кино. Из плана производства художественных и документальных фильмов изъяли ленты, не имевшие прямого отношения к теме защиты родины. «Дальнее плавание» так никогда и не вышло на экран.

Сказалась война и на работе киносети Мурманской области. Документы Государственного архива Мурманской области свидетельствуют, что уже 22 июня 1941 года из Москвы поступил приказ вернуть на экран запрещенные ранее антифашистские и патриотические ленты (например, ленту «Профессор Мамлок») и, одновременно, запретить хроникальный фильм «К заключению договора между СССР и Германией о советско-германской границе», посвященный пакту Молотова-Риббентропа.

Вскоре киносеть региона была разрушена. Сгорел единственный в областном центре звуковой кинотеатр «Северное сияние», сооружение второго - кинотеатра «Родина», начавшееся в 1939 году, было остановлено, а работавшие там строители переброшены на оборудование бомбоубежищ. Из строя вышли все стационарные кинозалы города. Из 133 имевшихся в регионе киноустановок к 1943-му году уцелела лишь 41, а в Мурманске после бомбежек лета 1942-го из 18 аппаратов осталось два.

Для демонстрации кинолент приспособили уцелевший от огня спортзал ДК имени Кирова. Показывали кино и в спортзале школы № 10 - нынешней второй гимназии. Работали кинопроекторы в госпиталях и бомбоубежищах. Крутили фильмы и на фронте - иногда в землянках, но чаще всего экран просто натягивался между двумя деревьями.

В июле все того же трагического 1942 года областную контору «Главкинопрокат» эвакуировали в Кировск. Работники киноотрасли наравне со всеми мурманчанами переносили тяготы и лишения военного времени. «Мою квартиру 5 раз бомбило, - докладывал в 1944 году на областном совещании работников киносети начальник Мурманского отделения кинофикации Акулов, - потерял все барахло, все вещи. Сейчас дали квартиру - ни окон, ни дверей, меня обокрали, остался в чем мать родила и ничего не получишь, говорят, что не положено». Подобная ситуация была скорее правилом, чем исключением. На том же совещании отмечалось, что у киномеханика Овчинникова квартиры нет вовсе, и что он живет при кинотеатре в 10-й школе, а механик Никитин остался без обуви, ходит буквально босой, следовательно «не заинтересован и только торопится домой».

Впрочем, разруха и суровые условия быта вовсе не удивительны - война есть война. Удивительно другое: интерес к «важнейшему из искусств» не ослабевал. Скорее наоборот. «Попробуйте достать билет в кинотеатр в гор. Мурманске, особенно если идет новая картина, - отмечал на одном из собраний заместитель заведующего отделом пропаганды и агитации Мурманского обкома Смирнов. - Сначала нужно постоять три часа в очереди, вам намнут бока, потом оторвут все пуговицы, если удостоитесь перенести все эти испытания, то попадете в число счастливцев и посмотрите картину. Такое положение и в других городах области».

Особенным успехом пользовались ленты на военную тему. Фильм «Жди меня», в котором главный герой - летчик выживает вопреки всем превратностям ратной судьбы, при норме 4 сеанса выдержал в областном центре 37 показов. Его, при полном аншлаге, увидели свыше 12 тысяч человек. «На эту картину, - рассказывала начальница облуправления кинофикации Мария Филатова, - многие являлись с письмами мужей с фронта, рекомендовавших посмотреть этот кинофильм и просили продлить демонстрирования этой картины». И ленту крутили для новых и новых зрителей. Свидетельством самоотверженного труда работников киносети стало вручение областной конторе «Главкинопроката» в ноябре 1943 года переходящего красного знамени ЦК Союза кинофотоработников и Комитета по делам кинематографии при СНК СССР.

С началом Великой Отечественной войны ведущим направлением советского кино стала документалистика. Весной и в начале лета 1941 года в Мурманске работала съемочная группа Ленинградской студии кинохроники, состоявшая из режиссера Виктора Комаревцева, оператора Федора Овсянникова с ассистентом Виктором Короткиным и директора группы Семена Гробера. К четвертьвековому юбилею Мурманска должен был выйти документальный фильм под названием «Мурманск - город рыбный». Уже отсняли рыболовецкие траулеры в студеном Баренцевом море, «птичьи базары» на Семи островах, рыболовецкие колхозы на побережье Кольского полуострова, рыбоконсервные заводы, торговый порт. Но вот - радио принесло страшную весть - война. Вскоре Комаревцев получил указание вернуться в Ленинград. Другие члены съемочной группы остались в Мурманске, чтобы работать уже над военными темами. Они-то и положили начало хроникальным съемкам военного Мурмана.,

Всего в годы Великой Отечественной на огромном пространстве от Северного Ледовитого океана до предгорий Кавказа вели съемки 243 советских фронтовых оператора. «Солдаты с двумя автоматами» - так их называли. И они действительно были вооружены двумя автоматами: огнестрельным и киносъемочным. Летописцы легендарных сражений, они, порой, и сами становились легендой. Случалось, операторы шли со своими аппаратами в первых рядах атакующих, забегая даже вперед, чтобы отснять лица героев, как это называется среди кинематографистов - «принять на объектив». Некоторые из этой славной когорты воевали у нас на Кольском полуострове. Помимо Овсянникова, ручку кинокамеры крутили: Григорий Донец, Василий Мищенко, Михаил Ошурков, Сергей Урусевский. День за днем, кадр за кадром, эпизод за эпизодом накапливали они материал, повествующий о боевых буднях моряков Северного флота и воинов Карельского фронта.

В годы войны в Мурманской области демонстрировались киножурналы, тематические короткометражные и полнометражные фильмы. Специальные научно-популярные ленты знакомили воинов с оружием и тактикой ведения боя, население - с принципами организации местной противовоздушной обороны. Фронтовые съемки края использовались в фильме «День войны» Михаила Слуцкого, где была показана хроника одного дня - 13 июня 1942 года - сражавшегося Советского Союза. Из кинокадров, снятых на Кольском полуострове, смонтирован замечательный фильм Ансельма Богорова «Победа на Севере», появившийся в 1944-м.

Но самой известной мурманской лентой военного времени остается «69-я параллель» - режиссеров Василия Беляева и Михаила Ошуркова, вышедшая в 1942 году.

Материал для нее доставался, подчас, очень непросто. Одним из героев будущей ленты стал капитан Федор Поночевный, батарея которого, установленная на полуострове Рыбачий, держала под контролем вражеские морские коммуникации. В книге «На краю земли Советской» Поночевный вспоминал: «К нам зачастили гости издалека. Приехали московские артисты во главе с Мировым и Дарским. Потом поэты Василий Иванович Лебедев-Кумач и Ярослав Родионов, композитор Константин Листов, кинооператор Сергей Урусевский... Повоевать нам пришлось и при гостях. Концерт Мирова и Дарского закончился боем. Вечер Лебедева-Кумача, Родионова, Листова, Урусевского - настоящим сражением. Вместе с батареей Соболевского мы подбили тогда транспорт. Но и фашисты прямым попаданием поразили орудие у Соболевского. Там были убитые и раненые».

Сам Урусевский сообщал в письме дочери Инге: «Я еду далеко на Север. За Полярный круг. Буду снимать, как в Баренцевом море бьют фашистов. Я был на одной батарее, которая стреляет в море по немецким кораблям, пытающимся проскочить в свой порт. Это им плохо удается и капитан Поночевный отправляет их со всем грузом на дно. Я снял этого Поночевного. Он очень симпатичный и очень мне понравился. Он сам украинец, а дерется, командуя пушками на самом крайнем Севере».

Между прочим, Урусевскому удалось заснять ответный огонь противника. Взрывы вражеских снарядов крупным планом! Настолько крупным, что коллеги, понимавшие в этом толк, потом восхищались его мастерством и мужеством. Однако сам он, возвращаясь с таких трудных и опасных съемок, не рассказывал о себе ничего. Говорил только о бесстрашии батарейцев.

Лента «69 параллель», выпущенная Центральной студией документальных фильмов, вышла на экраны 14 декабря 1942 года. Уже через два дня на нее откликнулась главная флотская газета страны - «Красный флот». «...Создан правдивый очерк о суровом Заполярье и его отважных воинах, - извещало читателей издание. - Операторский глаз проникал всюду. Он смотрел за моряками в бою и на досуге. Пытливый и дружеский взгляд объектива погружался в морские глубины... и возносился за облака... Киноглаз не сумел охватить и десятой доли того, что составляет гордость и славу североморцев, но и то немногое, что им удалось показать, открывает зрителям обширный мир труда и подвигов, вызывает восхищение людьми непоколебимой воли и стойкости, которые свято хранят нашу северную границу, ни на шаг не отступая перед врагом».

Несколько позже, 9 февраля 1943 года откликнулась «Полярная правда». «Картина о североморцах, - писал ее корреспондент Константин Тюляпин, - смотрится как полноценный художественный фильм. Каждый кадр фильма - сама жизнь, захватывающая пафосом борьбы с врагом, богатством чувств советского человека, величием духа северных моряков». Пожалуй, с этими словами можно согласиться и сегодня. Но сегодня к ним необходимо добавить еще и то, что «69 параллель» - это, помимо всего прочего, уникальный документ, засвидетельствовавший для нас нынешних подвиг тех, кто отстоял страну в огне великой войны на самом правом фланге советско-германского фронта.

Съемка документальных кадров велась не только в Мурманской области, но и - осенью 1944 года - на территории Северной Норвегии. О буднях советских кинодокументалистов в Стране фьордов с юмором рассказал в своей «Книге воспоминаний» замечательный востоковед Игорь Михайлович Дьяконов, служивший в конце 1944 года в Киркенесе заместителем коменданта.

«После недели моего пребывания в Киркенесе, - вспоминал он, - совершилось появление киношников. Они приехали снимать освобождение города. Немножко опоздали, но это же кино! Они просили меня это освобождение инсценировать. Мы отправились в Бьорневатн, потому что в Киркенес наши войска не заходили и никакого населения там в то время не было, а через Бьорневатн наши части действительно прошли, и там было местное население, которое мы в самом деле освободили.

Когда мы приехали в Бьорневатн, то выяснилось, что норвежцы все еще живут в рудничных штреках; вышли наружу только те, которые и до прихода немцев жили в самом Бьорневатне. Норвежцы, обитавшие в горе, хорошо поняли задачу, которую поставили им киношники, и очень были ею довольны. Даже те, кто успел давно выйти из подземелья, пришли туда обратно... Подразделение, освобождавшее Бьорневатн, было тут же, и все можно было разыграть в точности, как оно происходило. Я встал на пригорке у дороги, в стороне, и оттуда дирижировал действиями в той мере, в какой нужен был мой норвежский язык: я переводил команды режиссера и оператора. Впрочем, и я каким-то образом попал в кадр, и впоследствии многие мои знакомые видели меня в кинохронике. Я там резко отличался от всех наших, так как солдаты были тогда еще в шинелях, а я из Мурманска предусмотрительно приехал в полушубке...

Наконец... киношники велели дать сигнал норвежцам, и они двинулись из пещеры... соблюдая все точно так, как было. Они шли с норвежским флагом навстречу своим освободителям; те построились, отдавая честь флагу. И тут произошло неожиданное событие. Наши бойцы решили, что так будет суховато, нужно, чтобы были объятия: они кинулись навстречу норвежцам и стали их лобызать. У норвежцев поцелуи между мужчинами абсолютно невозможны, и освобождаемые стали отпихивать своих освободителей. Пришлось остановить съемку и объяснить нашим солдатам, что целоваться здесь не принято, и то, что норвежцы не обнимаются, еще не значит, что они недовольны или неблагодарны своим русским освободителям. Я увидел эту хронику много позже, уже в Ленинграде».

События войны в Заполярье получили отражение не только у советских, но и у зарубежных кинематографистов. В дни, когда, напрягая в борьбе все свои силы, СССР сражался с нацистской Германией на огромном пространстве от Баренцева до Черного морей, за океаном, в Соединенных штатах Америки, оживленно обсуждалось, пока еще в теоретическом ключе, открытие Второго фронта.

И вдруг, в 1943 году газета «Ивнинг стар» неожиданно сообщила читателям, что этот фронт уже открыт... в Голливуде. «Великолепное сопротивление нашего русского союзника, - утверждало издание, - поставило его на одно из первых мест в голливудском списке тем. Сейчас буквально все ринулись снимать кино, в котором серьезно и с достойным уважением рассказывается о советской стране». Далее следовал перечень «русских» кинопроектов «фабрики грез». Среди прочего повествовалось и о том, что «фирма «Рипаблик» снимает фильм «Те, кто громят фашистов», который почти переносит зрителей в Россию. Тема этого фильма, рассказывающего об американском конвое от США до Мурманска - острая потребность сражающейся Красной Армии в боеприпасах. Но действие фильма оканчивается, когда конвой приходит в Мурманск».

Скорее всего, речь здесь идет о картине «Война в Северной Атлантике (Конвой в Мурманск)», снятой тогда же, в 1943-м, по повести Гая Гилпэтрика «Герои без мундиров». Лента посвящена морякам американского торгового флота. По ходу ее действия немецкая подлодка топит штатовский танкер. Выжившие члены экипажа танкера проводят одиннадцать дней в открытом море. Потом их спасают, и они возвращаются на берег в ожидании нового назначения. Капитан Стив Джарвис, роль которого сыграл канадский актер Рэймонд Мэсси - обладатель именной звезды на Голливудской «Аллее славы», отправляется домой к жене. Его помощник Джо Росси, в которого перевоплотился Хамфри Богарт - один из лучших актеров за всю историю американского кинематографа, знакомится с певицей в баре и женится на ней.

И Росси, и Джарвис попадают на борт судна, следующего из Галифакса в Мурманск в составе большого конвоя. В бою в Северной Атлантике их корабль оказывается отрезанным от остальных. На следующий день судно, которому едва-едва удалось скрыться от вражеских подводных лодок, атакуют бомбардировщики «люфтваффе». Джарвис получает ранение в бою, Росси берет командование на себя и уничтожает немецкую субмарину, сымитировав пожар на борту, а затем протаранив врага. Под защитой русской авиации корабль невредимым приходит в Мурманск.

В последних кадрах «Войны...» показаны берега Кольского залива и причалы Мурманска. Правда, сняты они в павильоне. Мурманск в картине, по-видимому, соответствует представлению американцев о том, как должен выглядеть русский портовый город. Среди множества разных построек выделяется купол православного храма, видны бакалейная и рыбная лавки, заметна вывеска «Свежая семга». Всюду людская толчея. В толпе встречающих женщины, одетые по последней моде тех лет. В общем, все это катастрофически далеко от настоящего, лежащего в руинах прифронтового заполярного города. Но зато снято действительно по союзнически, по-доброму, без усмешек и издевок, без скрытой фиги в кармане. Отмечу еще, что в 1944 году «Война в Северной Атлантике» была в числе номинантов на «Оскар» за лучший сценарий. И это был первый зарубежный фильм, связанный с нашим краем.

Таким был в годы Великой Отечественной войны мурманский кинематограф. Добавлю еще, что съемки на Кольском полуострове советских художественных лент возобновились уже в 1946 году, когда на Северном флоте шла работа над картиной «Остров Безымянный», посвященной событиям войны в Арктике. А всего в послевоенное время в Мурманской области были сняты десятки художественных фильмов, посвященных событиям Великой Отечественной.

Но это тема для отдельного повествования, а я, завершая свое свой рассказ, отмечу, что развитие кинематографа на Мурмане в то трудное, трагическое время стало одним из ярких проявлений культурного всплеска, о котором я писал выше и феномен которого, повторю, еще ждет своего исследователя.

 

 
100-let-arch
Дорога памяти
Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?

Победа 1945-2023
gosuslugi-app-icon
100-let-arch
МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ: НАЧАЛО ПУТИ В ОБЪЕКТИВЕ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ И ФАКТОВ
prikaz-MMP-2
saam_baner
VFbaner
kolonist
Logo
Кино-Мурман
Гагарин и Мурман
«Мурманск и мурманчане 1970-х – 1980-х гг.

xvideo indian gay pornoko.net kolkata sonagachi blue film
سكس مصرى رومانسى wapoz.info اجمل شراميط
منتديات الظلام kobiiys.com نيك مؤخرات كبيرة
yuri hentai galleries manga-hentai.net gal gohan hentai
xxx videos kannada xixtube.info free porn tube indian
gonzo sex lalatube.mobi firstnightvideo
indian hot sexy vedio bigassporntrends.com xxx indin video com
servent xnxx xxxbunker.mobi sex vedios
xnxxbest manytubeporn.mobi local sex videos indian
さとう遥希 動画 javsextube.com 277dcv-107
تبادل الزوجات سكس hardpornx.net بعبصة متحركة
xnxx videis pakistaniporntv.com jokes on bf
mallusexvideos tubster.info kareena kapoor sarees
xnxxvieo videoxsearch.mobi www.xvidvideocodecs.com india express login
irene wan ganstavideos.com lokel xxx