ВО ФРОНТОВОМ МОРЕ
*

Разгрузка рыбы на передовом траулере тралового флота. 1944 г. ГАМО. Ф. Р-1310. Д. 6393.

Во фронтовом море

Встречая 50-ю годовщину Победы в Заполярье, ветеранам-рыбакам Мурмана есть что вспомнить: на фронтах и в тылу, на берегу и в море приближали они этот долгожданный день.

С первых дней войны часть судов Главсеврыбпрома вошла в состав транспортного отряда по обеспечению перевозок войск и воинских грузов 14-й армии. Мурманский траловый флот передал Северному флоту 46 из 63-х имевшихся траулеров.

Но уже с августа 1941 года оставшиеся суда начали промысел в водах Баренцева моря. Работали, не пользуясь радио, не имея поисковых судов, в условиях жесточайших штормов, полярной ночи, почти без света, подвергаясь постоянной опасности нападения фашистов.

В марте 1942 года на базе управления тралового флота, Морзверрыбпрома, приемотранспортной конторы, трех моторно-рыболовных станций и ряда других предприятий была создана Мурманская база военизированного тралового флота.

Началось вооружение судов базы, обучение рыбаков военным специальностям. Кроме промысловой работы моряк должен был знать военное дело, быть готовым к встрече с противником, так как траулеры работали в зоне боевых действий.

Работая и сражаясь, тралфлотовцы добыли в военные месяцы 1941 года 50,6 тыс. центнеров, в 1942 году - 90,7, в 1943 году - 327,8, в 1944 году - 634,4 тыс. центнеров рыбы.

Мурманской рыбой снабжались бойцы Карельского и Ленинградского фронтов, моряки Северного флота, население блокадного Ленинграда и нашей области.

Какой ценой добывалась эта рыба, какую работу выполнил для фронта малый промысловый флот? Такие сведения представила Мурманская база военизированного тралового флота в Наркомат рыбной промышленности СССР в сентябре 1943 года.

Полистаем этот архивный документ.

В 1941 году РТ-67, находясь на переходе в районе мыса Гавриловский, был атакован и поврежден артогнем миноносца противника, имел повреждения и затонул. Из личного состава никто не спасся. РТ-68 в районе Харловских островов был торпедирован неприятельской подводной лодкой. Имея повреждения, затонул. Часть экипажа и командир РТ спаслись, подобраны нашими кораблями.

В 1942 году, 1 апреля, РТ-1 на промысле был атакован самолетом противника «Ю-88», который с высоты 800 метров сбросил две бомбы, упавшие в 30 метрах от борта РТ. Повреждений и потерь в людях не было.

2 апреля РТ-17 был атакован двумя самолетами противника «Ю-88», с пикирования сбросившими одну бомбу. 8 апреля РТ-14 был атакован также двумя «юнкерсами», которые с высоты 1000 метров сбросили четыре бомбы. Повреждений и потерь в людях на этих траулерах не было.

22 апреля посыльное судно "Глобус" при выполнении задания по перевозке груза на фронт в бухте Озерко было обстреляно с берега батареей противника. Имел повреждения корпуса.

12 мая РТ-14 на промысле снова подвергся нападению самолетов противника, бомба упала в 10 - 15 метрах от борта РТ. От сотрясения был расколот распределительный щит динамо-машины. Потерь в людях не было.

Еще серьезнее выпало испытание экипажу РТ-23: 30 мая на промысле его атаковали пять самолетов противника с высоты 1500 метров. Экипаж РТ открыл огонь из пулеметов и винтовок. Самолеты отвернули, не сбросив бомб.

18 сентября 1942 года, о чем рассказывает документ, на промысле были атакованы с воздуха сразу четыре траулера: РТ-57, 22, 17 и 42. К счастью, повреждений и потерь в людях не было, хотя бомбы падали, подчас сериями, недалеко от судов. Экипажи потерь не имели.

18 ноября РТ-17, находясь на промысле у мыса Канин Нос, был атакован дважды: в 11-50 и в 15 часов. Рыбаки не растерялись: открыв огонь из 45-мм орудия, они вынудили «юнкерсов» сбросить бомбы не прицельно.

Тралфлотовцы не только мастерски промышляли в тяжелейших условиях фронтового моря (без освещения палуб, при неработающих маяках и без радиосвязи), но и научились отбивать атаки воздушных пиратов. Но, к сожалению, потерь избежать не удалось. Так, в марте, находясь на промысле, погиб РТ-19. Место и причина гибели не известны. Из личного состава никто не спасся. 4 апреля РТ-103, промышляя в Мотовском заливе у мыса Шарапов, был атакован четырьмя самолетами противника «Ю-88». Было сброшено шесть бомб. От прямого попадания РТ-103 затонул. Спаслось 18 человек.

31 декабря вел промысел также в Мотовском заливе, между мысами Конев и Шарапов, РТ-14. Его атаковали два самолета противника «Ме-110», обстрелявших РТ из пулеметов, были ранены два человека: матрос Панков и кочегар Кнестяпин. РТ выбрал трал, сдав в Новом Кильдине раненых в госпиталь, продолжал промысел, вел его до конца рейса.

В 1943 году во фронтовом море лов не прекращался, хотя угроза нападения фашистских самолетов и подлодок сохранялась. Так, 5 февраля РТ-37, находясь с тралом за бортом, был атакован двумя самолетами противника, сбросившими две бомбы. Они упали в 80 метрах прямо по носу РТ. Одна не взорвалась. Спустя некоторое время траулер был снова атакован, на этот раз четырьмя самолетами противника, которые сбросили семь бомб, упавших далеко от борта РТ.

В отчете отражено боевое соприкосновение с боевыми средствами противника (таков официальный язык документа) и малых судов. Еще в июле 1941 года мотобот «Зенит» в губе Эйна был дважды атакован с воздуха - на него было сброшено 20 бомб. Но бот уцелел и позже был отремонтирован.

Бот «Вайда» при выполнении специального задания в Мотовском заливе на траверзе губы Ура с 9 час. 15 мин. до 9 час. 20 мин. 17 февраля 1943 года подвергался атакам вражеской авиации. Самолеты сделали несколько заходов, стреляя из пушек и пулеметов. Убит боец воинской части, находившийся на боте в качестве пассажира, и тяжело ранен штурман Сажин, впоследствии скончавшийся. Палуба, надстройки и шлюпка оказались в нескольких местах пробитыми.

И на другой день бот «Вайда» на траверзе Титовки (Мотовский залив) подвергся артобстрелу неприятельской батареи с берега, имел повреждения двигателя и несколько пробоин в борту. Потерь в людях не было.

Надо отметить, что и малые суда были вооружены. Так, мотобот «Лебедь» имел пулемет «Льюис», один «Максим» и три «Томпсона». Следуя из бухты Озерко в Мурманск 26 мая 1943 года, на траверзе маяка Городецкий бот был атакован восемью неприятельскими самолетами. Самолеты сбросили бомбы, но бот попаданий и повреждений не имел, после чего этими же самолетами был обстрелян пушечно-пулеметным огнем. На этот раз было выведено из строя рулевое управление, левый борт выше ватерлинии имел несколько больших и малых пробоин, рулевая рубка, палуба, шлюпка и надстройка также имели пробоины. Потери в людях: убиты матрос Сизюхин, стоявший у руля, и боец из команды ПВО, перевозимой «Лебедем»; ранено семь человек: старший штурман Кедарев, боцман Беляков и пять человек из команды ПВО. Мотобот прибыл в Мурманск своим ходом. Вооружение на «Лебеде» оказалось неисправным: пулеметы имели задержки во время всей стрельбы.

Были и потери малых судов. Так, мотобот «Щука» при выполнении специального задания 17 апреля 1943 года на пути в губу Вичаны пропал без вести (с командой четыре человека).

А 26 июня того же года мотобот «Снеток» при выполнении задания подвергся сильной бомбежке и позже затонул в районе мыса Городецкой в 50 метрах от берега на глубине 15 - 20 метров.

Были и другие потери. Но это не остановило моряков - и на «малышах» они приближали День Победы.

 

Е. ФЕДОРОВА,

главный археограф Госархива Мурманской области.

 
100-let-arch
Дорога памяти
Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?