Самый северный в мире
 

Государственный Архив Мурманской области

Experientia est optima magistra

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Самый северный в мире

История в документах

60 лет назад, 11 февраля 1962 года, в Мурманске на линию вышли восемь новеньких троллейбусов марки «ЗиУ-5»[1] производства Энгельского завода имени Урицкого. С этого дня берет свое начало история мурманского троллейбусного транспорта. Первый троллейбусный маршрут в городе начинался на улице Карла Либкнехта, проходил по проспекту им. Ленина, Кольскому шоссе и заканчивался у Больничного городка.[2]

По воспоминаниям одного из первых водителей Н.П. Короткова: «Люди вышли на улицы как на праздник. Нашим пассажирам так понравился новый вид транспорта, что многие из них долго не выходили из машин - хотели ещё и ещё раз прокатиться. День - то был воскресный».[3]

Социальной миссией транспорта является обеспечение мобильности населения. Запуск троллейбусного движения в Мурманске был призван решить накопившиеся транспортные проблемы центра города. Быстрое восстановление после войны, активное развитие в 50-х годах рыбодобычи и рыбопереработки, судоремонта, энергетики и железнодорожного транспорта привело к увеличению численности населения Мурманска, наращиванию объемов жилищного строительства, расширению границ города в северном и южном направлении. Транспортные проблемы, связанные с передвижением населения в городской черте, были порой весьма острыми. Организация в городе троллейбусного движения позволила их успешно решить. Мурманские троллейбусы и сейчас продолжают связывать различные части города в единое целое.

В этой публикации мы познакомим вас с архивными документами, освещающими историю появления в Мурманске самой северной в мире троллейбусной сети.

 

Главный архивист

отдела НИиПАД                                                                                                     М.А. Ершов

 


[1] Троллейбусы ЗиУ-5 серийно производились с 1959 по 1972 годы и пришли на смену модели МТБ-82, выпускавшейся с 1946 года.

[2] Полярная правда. - 1962. - 13 февраля. - № 37 (10218). - С. 4.

[3] ГАМО. Ф. Р-996. Оп. 1. Д. 1912. Л. 4.

 

 

 

1. Из протокола заседания Мурманского горисполкома от 17 августа 1953 г. – об утверждении трасс движения троллейбуса в городе Мурманске. ГАМО. Ф. Р-142. Оп. 2. Д. 773. Л. 79 об, 80.

2. Письмо председателя Мурманского облисполкома Я.С. Тарабуева и секретаря Мурманского обкома КПСС В.В. Анисимова заместителю министра обороны СССР В.Е. Белоскокову от 12 мая 1956 г. о включении в план управления «Северовоенморстрой» работ по строительству троллейбусной линии в Мурманске. ГАМО. Ф. Р-405. Оп. 1. Д. 1417. Л. 390.

3. Письмо генерал-лейтенанта инженерно-технической службы Г. Комарова председателю Мурманского облисполкома Я.С. Тарабуеву от 2 июня 1956 г. о невозможности выполнения управлением «Северовоенморстрой» работ по строительству троллейбусной линии в Мурманске. ГАМО. Ф. Р-405. Оп. 1. Д. 1417. Л. 390 а.

4. Из протокола заседания Мурманского горисполкома от 27 мая 1957 г. – об отводе в бессрочное пользование Мурманскому горкомхозу земельного участка и проведении строительных работ по сооружению троллейбуса в г. Мурманске. ГАМО. Ф. Р-142. Оп. 2. Д. 924. Л. 193 об.

5. Выписка из протокола заседания Мурманского облисполкома от 25 марта 1961 г. об организации дирекции строящегося троллейбусного хозяйства в г. Мурманске. ГАМО. Ф. Р-405. Оп. 1. Д. 1762. Л. 167.

6. Выписка из протокола заседания Мурманского облисполкома от 10 августа 1961 г. об утверждении штатного расписания административно-управленческого персонала управления троллейбусного транспорта г. Мурманска и тарифа за проезд на троллейбусе. ГАМО. Ф. Р-405. Оп. 1. Д. 1774. Л. 159.

7. Выписка из протокола заседания Мурманского облисполкома от 28 декабря 1961 г. об упорядочении заработной платы работников управления троллейбусного хозяйства Мурманского горкомхоза. ГАМО. Ф. Р-405. Оп. 1. Д. 1784. Л. 166.

8. Акт государственной комиссии от 9 февраля 1962 г. о приемке в эксплуатацию зданий и сооружений городского троллейбуса. ГАМО. Ф. Р-405. Оп. 1. Д. 1835. Л. 81-90.

9. Решение Мурманского облисполкома от 10 февраля 1962 г. «Об утверждении акта государственной комиссии о приемке в эксплуатацию объектов троллейбусного хозяйства г. Мурманска». ГАМО. Ф. Р-405. Оп. 1. Д. 1835. Л. 79.

10. Статья в газете «Полярная правда» «Троллейбусы вышли на линию». Полярная правда. - 1962. – 13 февраля. - № 37 (10218). – С. 4.

11. Прокладка троллейбусной линии в Мурманске. Май 1962 г., автор Ф. Косинец. ГАМО. Ф. Р-1310. Оп. 2. Д. 1759.

12. Изображение и технические данные троллейбуса "ЗиУ-5" из учебного пособия по истории создания троллейбусов. ГАМО. Ф. Р-100. Оп. 3. Д. 4376.

 
Дорога памяти
Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?
100-let-arch