Самый северный в мире

Самый северный в мире

История в документах

60 лет назад, 11 февраля 1962 года, в Мурманске на линию вышли восемь новеньких троллейбусов марки «ЗиУ-5»[1] производства Энгельского завода имени Урицкого. С этого дня берет свое начало история мурманского троллейбусного транспорта. Первый троллейбусный маршрут в городе начинался на улице Карла Либкнехта, проходил по проспекту им. Ленина, Кольскому шоссе и заканчивался у Больничного городка.[2]

По воспоминаниям одного из первых водителей Н.П. Короткова: «Люди вышли на улицы как на праздник. Нашим пассажирам так понравился новый вид транспорта, что многие из них долго не выходили из машин - хотели ещё и ещё раз прокатиться. День - то был воскресный».[3]

Социальной миссией транспорта является обеспечение мобильности населения. Запуск троллейбусного движения в Мурманске был призван решить накопившиеся транспортные проблемы центра города. Быстрое восстановление после войны, активное развитие в 50-х годах рыбодобычи и рыбопереработки, судоремонта, энергетики и железнодорожного транспорта привело к увеличению численности населения Мурманска, наращиванию объемов жилищного строительства, расширению границ города в северном и южном направлении. Транспортные проблемы, связанные с передвижением населения в городской черте, были порой весьма острыми. Организация в городе троллейбусного движения позволила их успешно решить. Мурманские троллейбусы и сейчас продолжают связывать различные части города в единое целое.

В этой публикации мы познакомим вас с архивными документами, освещающими историю появления в Мурманске самой северной в мире троллейбусной сети.

 

Главный архивист

отдела НИиПАД                                                                                                     М.А. Ершов

 


[1] Троллейбусы ЗиУ-5 серийно производились с 1959 по 1972 годы и пришли на смену модели МТБ-82, выпускавшейся с 1946 года.

[2] Полярная правда. - 1962. - 13 февраля. - № 37 (10218). - С. 4.

[3] ГАМО. Ф. Р-996. Оп. 1. Д. 1912. Л. 4.

 

 

 

1. Из протокола заседания Мурманского горисполкома от 17 августа 1953 г. – об утверждении трасс движения троллейбуса в городе Мурманске. ГАМО. Ф. Р-142. Оп. 2. Д. 773. Л. 79 об, 80.

2. Письмо председателя Мурманского облисполкома Я.С. Тарабуева и секретаря Мурманского обкома КПСС В.В. Анисимова заместителю министра обороны СССР В.Е. Белоскокову от 12 мая 1956 г. о включении в план управления «Северовоенморстрой» работ по строительству троллейбусной линии в Мурманске. ГАМО. Ф. Р-405. Оп. 1. Д. 1417. Л. 390.

3. Письмо генерал-лейтенанта инженерно-технической службы Г. Комарова председателю Мурманского облисполкома Я.С. Тарабуеву от 2 июня 1956 г. о невозможности выполнения управлением «Северовоенморстрой» работ по строительству троллейбусной линии в Мурманске. ГАМО. Ф. Р-405. Оп. 1. Д. 1417. Л. 390 а.

4. Из протокола заседания Мурманского горисполкома от 27 мая 1957 г. – об отводе в бессрочное пользование Мурманскому горкомхозу земельного участка и проведении строительных работ по сооружению троллейбуса в г. Мурманске. ГАМО. Ф. Р-142. Оп. 2. Д. 924. Л. 193 об.

5. Выписка из протокола заседания Мурманского облисполкома от 25 марта 1961 г. об организации дирекции строящегося троллейбусного хозяйства в г. Мурманске. ГАМО. Ф. Р-405. Оп. 1. Д. 1762. Л. 167.

6. Выписка из протокола заседания Мурманского облисполкома от 10 августа 1961 г. об утверждении штатного расписания административно-управленческого персонала управления троллейбусного транспорта г. Мурманска и тарифа за проезд на троллейбусе. ГАМО. Ф. Р-405. Оп. 1. Д. 1774. Л. 159.

7. Выписка из протокола заседания Мурманского облисполкома от 28 декабря 1961 г. об упорядочении заработной платы работников управления троллейбусного хозяйства Мурманского горкомхоза. ГАМО. Ф. Р-405. Оп. 1. Д. 1784. Л. 166.

8. Акт государственной комиссии от 9 февраля 1962 г. о приемке в эксплуатацию зданий и сооружений городского троллейбуса. ГАМО. Ф. Р-405. Оп. 1. Д. 1835. Л. 81-90.

9. Решение Мурманского облисполкома от 10 февраля 1962 г. «Об утверждении акта государственной комиссии о приемке в эксплуатацию объектов троллейбусного хозяйства г. Мурманска». ГАМО. Ф. Р-405. Оп. 1. Д. 1835. Л. 79.

10. Статья в газете «Полярная правда» «Троллейбусы вышли на линию». Полярная правда. - 1962. – 13 февраля. - № 37 (10218). – С. 4.

11. Прокладка троллейбусной линии в Мурманске. Май 1962 г., автор Ф. Косинец. ГАМО. Ф. Р-1310. Оп. 2. Д. 1759.

12. Изображение и технические данные троллейбуса "ЗиУ-5" из учебного пособия по истории создания троллейбусов. ГАМО. Ф. Р-100. Оп. 3. Д. 4376.

 
100-let-arch
Дорога памяти
Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?

xvideo indian gay pornoko.net kolkata sonagachi blue film
سكس مصرى رومانسى wapoz.info اجمل شراميط
منتديات الظلام kobiiys.com نيك مؤخرات كبيرة
yuri hentai galleries manga-hentai.net gal gohan hentai
xxx videos kannada xixtube.info free porn tube indian
gonzo sex lalatube.mobi firstnightvideo
indian hot sexy vedio bigassporntrends.com xxx indin video com
servent xnxx xxxbunker.mobi sex vedios
xnxxbest manytubeporn.mobi local sex videos indian
さとう遥希 動画 javsextube.com 277dcv-107
تبادل الزوجات سكس hardpornx.net بعبصة متحركة
xnxx videis pakistaniporntv.com jokes on bf
mallusexvideos tubster.info kareena kapoor sarees
xnxxvieo videoxsearch.mobi www.xvidvideocodecs.com india express login
irene wan ganstavideos.com lokel xxx