К 100-ЛЕТИЮ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
 

Государственный Архив Мурманской области

Experientia est optima magistra

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
001

К 100-летию пионерской организации

Мы поднимаем красное знамя
Дети рабочих, смело за нами!
Близится время светлых годов
Клич пионера: «Всегда будь готов!»

Гимн пионерской организации

А.А. Жаров, С.Ф. Кайдан-Дешкин.

 

В первые годы после Октябрьской революции по инициативе партийных и комсомольских организаций в городах РСФСР создавались детские коммунистические группы и отряды. В.И. Ленин говорил, что организация детей - это лучший путь воспитывать коммунистов и дал указание партии и комсомолу всемерно помогать и расширять детские организации.[1]

Возникшие в то время детские коммунистические отряды не имели единого названия. Их именовали по разному: «детские секции» при ячейках ВЛКСМ, «младшие группы допризывников», «трудовые армии», ячейки «Детского интернационала», отряды «Юных пионеров» и другие.[2]

В конце 1921 года Центральный комитет Российского коммунистического союза молодежи создал специальную комиссию по выработке программы и принципов деятельности новой детской организации. За их основу были взяты элементы скаутского движения: игровые формы воспитательной работы, разделение на отряды, общие сборы у костра и даже девиз «Будь готов!». Дети должны были проявлять в разных ситуациях храбрость, стойкость, иметь активную жизненную позицию. Первые отряды юных пионеров были образованы в феврале - апреле 1922 года в Москве, а 19 мая 1922 года II Всероссийская конференция комсомола приняла решение приступить к созданию отрядов юных пионеров по всему Советскому Союзу.

Пионерские отряды в Мурманской губернии появились в 1923 году. В 1924-1925 годах пионерские организации были образованы во всех населенных пунктах Мурманской губернии. Первый отряд в Мурманске возник из членов «Союза юных коммунаров».[3]

Тогда в состав пионерских отрядов, как правило, входило несколько комсомольцев. В то время отряды организовывали не при школах, а на предприятиях, учреждениях, где работали родители пионеров. В школах же создавались форпосты, объединявшие пионеров разных отрядов, поэтому включение в отряд комсомольцев было необходимо. В Мурманске, например, первый пионерский форпост был создан в 1 городской и железнодорожной объединенной школе. В газете «Полярная правда» есть упоминание об этом: «14-го октября на собрании ячейки РЛКСМ сл. пути в новый состав бюро ячейки комсомольцы провели одного пионера-комсомольца, чтобы прочнее закрепить связь ячейки с пионерами. Данный пионер всегда будет ставить ячейку в известность о работе отряда, а также, приходя в отряд, будет делиться мнениями о работе комсомола и давать  правильное руководство в работе отряда. Этим самым комсомол подготавливает себе стойкую и выдержанную смену».[4]

Пионерские отряды делились на звенья по 8-10 пионеров в звене. Во главе отряда стоял совет.

Партийные и комсомольские организации предприятий и учреждений помогали пионерам в подготовке и проведении праздников. В газете «Полярная правда» есть заметка о новогоднем утреннике в 1925 году: «1 января в клубе ОТГПУ был устроен новогодний праздник и елка для детей сотрудников и военморов и для отряда юных ленинцев, прибывших к коллективу РЛКСМ... После торжественного заседания юными ленинцами были устроены спортивные выступления, декламация. Зал был переполнен детишками разного возраста. По окончании спортвыступлений дети под руководством товарищей  проводивших праздник,  дружно взявшись за руки, ходили кругом елки, распевая пионерские песни.

Перед концом праздника детишкам было роздано угощение и подарки в виде материи на платье. Отрадно было смотреть, как наше будущее поколение веселилось и выражало свою радость. Не меньше детишек рады были их родители»[5].

Пионеры были активными участниками многих взрослых мероприятий и праздников. Они участвовали в демонстрациях, выступали с концертами, спектаклями, оформляли на предприятиях и учреждениях выставки, витрины, писали плакаты, выпускали стенные газеты.

В документах Государственного архива Мурманской области имеется протокол заседания школьного педагогического совета советской школы 1 ступени в селе Варзуга, состоявшегося в далеком 1925 году. Пионерии было посвящено выступление одного из докладчиков: «В начале выявляется взгляд населения на пионеров, как на хулиганов, богоотступников и говорится о необходимости разбить эти взгляды, шире агитируя цель создания отрядов юных пионеров. Далее подробно выясняются законы и обычаи пионеров. Пионер верен делу рабочего класса, стремится узнать жизнь людей в разных государствах при существующих условиях управления и помогает рабочему классу в борьбе за освобождение, подготовляя себя в то же время, как смену комсомольцам и добиваясь освобождения всего мира от ига капитала. В своей работе он стремится получить больше знаний, твердо памятуя, что знание и умение - сила в борьбе за рабочее дело. Полученные знания передает другим, организуя около себя всех ребят. Вообще пионер это дитя, которое   должно служить примером всему подрастающему поколению...  Он должен беречь здоровье, твердо памятуя, что оно самое ценное, что только есть на свете. С этой целью пионер соблюдает гигиенические навыки, чисто моется, делает гимнастику, не курит, не пьет. В то же время пионер с самого детства привыкает делать все быстро и аккуратно, и по преимуществу не в одиночку, а коллективно, ясно относясь к общественному существу».[6]

В следующее десятилетие пионерское движение набирало силу. Самостоятельность, творчество и инициативность - характерные черты пионеров 30-х годов прошлого века.

В годы венного лихолетья пионеры вместе с взрослыми, как могли, приближали Победу. В газете «Полярная правда» в 1941 году была опубликована заметка «Орлята», рассказывающая о деятельности пионеров в Мурманске: «...Так вот о дружине. Сформировалась она на другой день после первого налета. Ребята из большого каменного дома на улице Челюскинцев пришли в штаб ПВО, там им сказали «Что вы, ребята, ходите без дела, когда дело ждет вас?». Вначале в дружине было всего четверо... сейчас в боевой дружине молодежи  уже 20 человек. Дела хватает всем. Объект объединяет 126 домов: проверка светомаскировки, готовности противопожарного инвентаря, дежурство по дому и еще вечерние дежурства в детской комнате в то время, как матери занимаются в школе ПВО.

Вы думаете, в детской комнате дежурят только девочки?  Посмотрели бы вы как Вася успокаивает самых отчаянных крикунов...Васюку, у которого мать работает, а брат в армии, много хлопот по хозяйству. Он и комнату уберет, и сходит в магазин, а к возвращению матери приготовит обед, который окажет честь заправской стряпухе...

Не так легко и скоро в десятках домов проверить состояние чердаков, исправность слуховых окон, в сотнях квартир проверить отопительные приборы, светомаскировку каждого окна, наличие аптечек...Быстро выросли крылья у наших орлят». [7]

Много, очень много сделали пионеры чтобы помочь Родине в лихую годину: собирали металлолом, организовывали сбор теплых вещей и книг для бойцов на фронте, участвовали в сельскохозяйственных работах. Весной 1942 года, чтобы пополнить скудный рацион мурманчан, были организованы экспедиции на Новую землю с целью сбора яиц и охоты на морских птиц. Основной состав экспедиции - обычные школьники, пионеры.

Пионерские лагеря появились ещё до войны, но наибольший размах их организация приобрела в послевоенное время. Так, в Карелии, в 1946 году,для мурманских школьников был организован пионерский лагерь. В 1949 году там отдохнули 284 человека. Пионерлагерь был расположен в Сортавальском районе в помещении неиспользуемой школы, на возвышенности, окруженной «богатейшей растительностью», недалеко от озера и реки. Для ребят было организовано регулярное питание, четко соблюдался режим дня. Все дети уезжали загоревшими, отдохнувшими и набравшими вес, чему в ту пору уделяли особое внимание. В лагере проводились беседы на различные темы, экскурсии и прогулки, дети собирали природный материал и делали гербарии. Школьники играли в подвижные игры, разучивали танцы, загорали и купались. Проводились торжественные сборы  у костра, в том числе таинственный костер, посвященный 150-летию со дня рождения А.С. Пушкина и костер, посвященный дню Военно-морского флота.[8]

В 1960-е годы на мурманском телевидении выходил цикл передач «Пионерская хроника». Выпуски программы рассказывали о буднях пионеров Мурманской области. Вот, например, в передаче от 20 января 1962 года был рассказ о пионерах 4 «А» класса мурманской школы № 31: «К 44-й годовщине Советской армии и флота пионерский отряд намечает провести интересный сбор, который называется «Родилась ты под знаменем алым в 18-м грозном году... Они шефствуют над малышами из 1 «Г» класса: читают им интересные книжки, рассказывают сказки, играют в веселые игры. Не забывают пионеры и про тех малышей, которые ходят в детскую комнату при домоуправлении. Каждый вечер три пионера из 4 «А» дежурят по детской комнате». [9]

Рассказывали журналисты в телепередаче от 28 марта того же года об активной хозяйственной деятельности пионеров из школы № 5 Мончегорска, в том числе про выращивание поросят: «Видите, какие они упитанные, чистенькие, розовые» - пионерам 6 «Б» класса их совсем ещё маленькими и беспомощными подарили шефы. Ребята сначала не знали, что с ними делать, но подарок есть подарок. Шестиклассники вырастили поросят. А охотников ухаживать за ними нашлось так много, что 6 «Б» пришлось установить твердый график дежурств.

Есть у ребят 5 школы своя теплица. Здесь по-весеннему пахнет сырой землёй, зеленеет огуречная рассада. Юные биологи 5 школы города Мончегорска уже не раз снимали со своих «грядок» богатый урожай лука, огурцов, редиса... Девочки подолгу задерживаются здесь, чтобы взрыхлить землю, полить молодые всходы. Вчера в теплицу сбежался весь 7 «А». У растеньиц появился третий лист, да такой крепенький. Сразу видно - всходы хорошо прижились».[10]

А вот в передаче от 28 апреля был рассказ о ребятах из Кировска: «Пионеры дружины имени Павлика Морозова решили построить школьную теплицу. Но где взять материалы? В Кировске, как и во всех городах, идет большое строительство. Но когда перевозят материалы на стройку, нет-нет и свалится с машины кирпич. Их-то и решили собрать пионеры. В честь 14 съезда комсомола в дружине были проведены «трудовые дни». Все отряды вышли на поиски кирпичей. Их на обочинах дорог сотни. Только за первый день пионеры принесли на место строительства теплицы 1300 кирпичей.

Для того чтобы купить стекло для школьной теплицы нужны деньги. И пионеры решили их заработать сами. Вот эти девочки выполняют очень важное задание - они шьют марлевые повязки-респираторы по заказу обогатительной фабрики...уже изготовили больше 10 тысяч респираторов. Будут у дружины деньги на покупку стекла!».[11]

Подсобное хозяйство было не только у мончегорцев. Ученики средней школы № 5 поселка Мурмаши примерно в то же время  выращивали у себя кроликов, даже сами построили для пушистых питомцев большой крольчатник. [12]

В 70-80-е годы прошлого века в пионерской организации появились марши - примерные программы деятельности пионерских коллективов. Задачи марша вытекали из решений съездов КПСС и Ленинского комсомола. Марш делился на маршруты - основные виды деятельности пионерской организации. В документах Государственного архива Мурманской области сохранился отчет за 1978-1979 годы об итогах участия пионерских дружин школ Октябрьского района во всесоюзном марше под девизом «Мы верная смена твоя, комсомол». Небольшая выдержка из него: «Учёба - главный труд пионеров. Пионерские дружины, отряды уделяют особое внимание маршруту «В страну знаний»... В пионерских отрядах проводят олимпиады, общественные смотры знаний, турниры смекалистых, работают консультанты, учебные сектора советов дружин совместно с учкомами, проводят рейды по проверке  режима дня, выполнению домашнего задания. В отрядах прошли пионерские сборы «Учись учиться», «Мы помним ленинский завет - без знаний коммунизма нет!». Работают лектории «Учись учиться». Стало традицией проведение предметных недель... Шагая по маршруту «Моя родина - СССР!» пионеры района изучали историю родного края, знакомились с Всесоюзными ударными стройками, вели переписку с ребятами из других союзных республик, изучали конституцию СССР, провели в подшефных октябрятских группах беседы о флаге, гербе и гимне нашей страны».[13]

В каждом пионере воспитывали активную гражданскую позицию, ребята стремились приносить пользу обществу . Этому способствовал и сбор вторсырья: «Собрать миллион тонн старой бумаги - главная задача операции «Миллион - Родине!» Пионерами [Ленинского] района [города Мурманска] собрано 113 т 160 кг макулатуры».[14] Также ребята высаживали деревья, экономили электроэнергию, собирали металлолом. В школах работали мастерские по переплету книг и учебников (акция «Живи книга»), в школьных столовых следили за бережным отношением к хлебу.[15]

Было распространено тимуровское движение, в его рамках ребята много помогали пожилым людям: «...тимуровские отряды... шефствуют над ветеранами войны и труда. Так, давняя дружба связывает пионеров 7 «А» класса и ветерана, инвалида труда Первухину Валентину Исидоровну. Ребята покупают лекарства в аптеке, продукты, помогают по хозяйству слепой женщине, читают газеты, пишут письма и др.

Младшие пионеры - частые гости у ребят в подшефных детских садах № 74, 76. Мастерят с ребятами поделки, читают книжки, приносят им игрушки».[16]

История пионерской организации закончилась с историей Советского Союза. Почти одновременно 27-28 сентября 1991 года, после запрета КПСС, прошёл XXII чрезвычайный съезд ВЛКСМ, объявивший историческую роль ВЛКСМ исчерпанной, распустивший всесоюзную комсомольскую организацию и официально прекративший существование Всесоюзной пионерской организации имени Ленина.

Главный архивист  отдела НИиПАД     Н.А. Дмитрук

 

40-летие Пионерской организации имени В.И. Ленина. Пионеры у газетного киоска. На киоске лозунг «Да здравствуют советские пионеры!» и плакат с изображением барабанщика, г. Мурманск, автор И.Ф. Ушаков. ГАМО Ф.Р-1355. Оп.2. Д.174

Сандружинниц приветствуют пионеры клуба «Поиск» школы № 33. Краеведческий музей, г. Мурманск. 1979 г., автор Лубенец. Ф. Р-1310. Оп.9. Д.8189 .

Пансионат управления «Мурмансельдь» - «Рыбак Заполярья». Пионеры из лагеря «Пионер Мурмана» поздравляют моряков с Днем рыбака, г.Адлер. 1 июля 1972 г., автор А.Сухарев. ГАМО. Ф. Р-1310. Оп.3, Д. 3691.

Пионеры вручают цветы Первому секретарю ЦК КПСС, Председателю Совета Министров СССР Н.С. Хрущеву (1-й слева) и членам правительственной делегации, г. Мурманск. 18 июля 1962, автор Ф. Косинец. ГАМО. Ф Р-1279. Оп. 3. Д. 27.

Торжественный момент посвящения в пионеры. На заднем плане памятник авиаторам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, п. Корзуново, 19 мая 1991 г. ГАМО. Ф Р-1320. Оп. 1. Д. 25.

Краеведческий музей. В Ленинском зале октябрят школы № 31принимали в пионеры. Юным ленинцам были вручены памятные подарки, г. Мурманск. 1977 г., автор Басов. ГАМО. Ф. Р-1310. Оп. 8. Д. 7603.

Слет наставников молодёжи управления «Севрыбхолод». Посвящаются В.П. Музычук, В.У. Гатюк. Пионеры повязывают почётные ленты молодым морякам, г. Мурманск. Октябрь 1977 г., автор Щукин. ГАМО. Ф. Р-1310, Оп.8, Д.7277.

Дворец культуры им. С.М.Кирова. Пионеры приветствуют первого покорителя космоса Ю.А.Гагарина, г. Мурманск. 1965 г., автор Щукин. ГАМО. Ф. Р-1310, Оп.8, Д.7226.

1. Информация о поисковой и шефской работе отрядов юнармейцев Ленинского района. ГАМО. Ф. П-323. Оп. Д. 28. Л. 14.

Эмблема пионерской организации ГАМО. Ф. П-1493. Оп.1. Д.101 Л.1.

Торжественное обещание пионера Советского Союза Игоря Вишневского. ГАМО. Ф. П-1493. Оп.1. Д.101 Л.4.

Титульный лист рапорта пионерской дружины им. Ф.Э. Дзержинского школы № 2 п. Мурмаши об участии в марше «Пионеры всей страны делу Ленина верны». ГАМО. Ф. П-493. Оп. 12. Д. 35. Л.1.

Отчет о прохождении маршрута «В страну знаний» пионерской дружиной им. Ф.Э. Дзержинского школы № 2 п. Мурмаши. ГАМО. Ф. П-493. Оп. 12. Д. 35. Л.2.

Девиз пионерской дружины им. Ф.Э. Дзержинского школы № 2 п. Мурмаши. ГАМО. Ф. П-493. Оп. 12. Д. 35. Л.3.

Отчет об участии всесоюзной туристко-краеведческой экспедиции «Моя Родина - СССР» пионерской дружиной им. Ф.Э. Дзержинского школы № 2 п. Мурмаши. ГАМО. Ф. П-493. Оп. 12. Д. 35. Л.2.

Отчет о проведении операции «БАМу – пионерские поезда» пионерской дружиной им. Ф.Э. Дзержинского школы № 2 п. Мурмаши. ГАМО. Ф. П-493. Оп. 12. Д. 35. Л.5.

Отчет об участии пионерской дружины им. Ф.Э. Дзержинского школы № 2 п. Мурмаши во всесоюзной трудовой пионерской акции «Солидарность». ГАМО. Ф. П-493. Оп. 12. Д. 35. Л.9.

Отчет об участии в тимуровском движении пионерской дружины им. Ф.Э. Дзержинского школы № 2 п. Мурмаши. ГАМО. Ф. П-493. Оп. 12. Д. 35. Л.13.

Фотоотчет об участии пионерской дружины им. Ф.Э. Дзержинского школы № 2 п. Мурмаши в «Хибиниаде – 79». ГАМО. Ф. П-493. Оп. 12. Д. 35. Л.14.

Отчет о шефской работе пионерской дружины им. Ф.Э. Дзержинского школы № 2 п. Мурмаши. ГАМО. Ф. П-493. Оп. 12. Д. 35. Л.15.

Отчет о проведении операции «Живи – книга» пионерской дружиной им. Ф.Э. Дзержинского школы № 2 п. Мурмаши. На фото встреча с ВВ. Бианки. ГАМО.Ф.П-493. Оп. 12. Д. 35. Л.18.

Отчет о прохождении маршрута «Мир и солидарность» пионерского отряда 7 «Б» класса средней школы № 287 им. Героя Советского Союза М.М. Гаджиева. Ф.П-493. Оп. 14. Д. 23. Л.2.

Отчет об участи во всесоюзной туристко-краеведческой экспедиции «Моя Родина – СССР» пионерского отряда 7 «Б» класса средней школы № 287 им. Героя Советского Союза М.М. Гаджиева. ГАМО. Ф. П-493. Оп. 14. Д. 23. Л.3.

 

 



[1] Ендальцев В.С. Из истории пионерии Заполярья. Мурманск,1963. С. 5.

[2] Ендальцев В.С. Из истории пионерии Заполярья. Мурманск, 1963 г.С.5.

[3] Ендальцев В.С. Из истории пионерии Заполярья. Мурманск, 1963 г. С 7.

[4] Полярная правда. - 1925 г. - 7 ноября. - № 131. - С. 3.

[5] Полярная правда. - 1925 г. - 6 января. - № 2. - С. 3.

[6] ГАМО. Ф. Р-90. Оп. 1. Д. 68 . ЛЛ. 53об. - 54.

[7] Полярная правда. 1941. - 29 июля. - № 177. С.4.

[8] ГАМО. Ф. Р-598. Оп. 1 Д. 115. ЛЛ.68-76.

[9] ГАМО. Ф.  Р-947. Оп.2 Д.75. Л. 3.

[10] ГАМО. Ф. Р-947. Оп.2 Д.75. Л. 23.

[11] ГАМО. Ф. Р-947. Оп.2 Д.75. Л. 39-40.

[12] ГАМО. Ф. Р-947. Оп.2 Д.75. Л. 5.

[13] ГАМО. Ф. П-376. Оп. 10. Д. 365. ЛЛ. 26-28.

[14] ГАМО. Ф. П-394. Оп. 21. Д. 12. Л. 12.

[15] ГАМО. Ф. П-394. Оп. 21. Д. 203. Л. 35.

[16] ГАМО. Ф. П-394. Оп. 21. Д. 12. ЛЛ. 5-6.

 
Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?
Дорога памяти
100-let-arch