«ОТСТУПАТЬ ПЕРЕД СТИХИЕЙ МЫ НЕ ПРИВЫКЛИ...»

«Отступать перед стихией мы не привыкли...»

(о становлении гражданской авиации на Мурмане)

9 февраля Россия отмечает День гражданской авиации. Хотя пассажирские воздушные перевозки зародились в стране гораздо раньше, именно в этот день, 9 февраля 1923 года, Совет Труда и Обороны СССР принял постановление «Об организации Совета по гражданской авиации».

Отмечая 100-летие гражданской авиации в России, вспомним о том, что происходило на Кольском севере в 1930-е годы. Как и вся страна, Мурман в то время развивался стремительно. Бурно развертывались геологоразведочные изыскания, формировались новые отрасли промышленности, строились предприятия, появлялись и росли новые населенные пункты, увеличивалась численность населения. Благодаря наличию незамерзающего порта с отличной гаванью Мурманский округ брал на себя в зимний период все перевозки Ленинградского и Архангельского портов. Интерес центра к Северу рос, поэтому запуск, в первую очередь, головной авиамагистрали Ленинград-Мурманск имел колоссальное значение, как и налаживание местных воздушных линий.

18 мая 1931 года на заседании президиума Мурманского окрисполкома было принято постановление:

«1. Признать, что воздушная линия Ленинград - Мурманск с промежуточными станциями на территориях округа Умба, Хибиногорск является крайне необходимой для Мурманского округа, как с экономической, так и с политической точек зрения. Согласиться со сроком открытия линии - не позднее 1 марта 1932 года.

2. Линия Мурманск - Архангельск имеет второстепенное значение, даже в сравнении с местным участком Мурманск - Поной.

3. Признать необходимым организацию местного воздушного сообщения по линиям: Мурманск - Ловозеро, Умба, Кузомень, Мурманск - Нотозеро, Мурманск - Озерко, с производством по ним эпизодических полетов - уже в 1932 году.

Для указанных выше линий местного значения считать необходимым принять на вооружение 2 самолета типа Ю-20[1]. <...>». [2]

Уже через месяц, в июне 1931 года, начала работать экспедиция Ленинградского института гражданского воздушного флота по изысканию воздушной линии Ленинград - Мурманск - Архангельск и линий местных воздушных сообщений. Газета «Полярная правда» писала в те дни: «Сейчас работы в полном ходу. Изыскательские работы кончаются 15 июля. А к 1 августа должен быть закончен генеральный проект линии. По генеральному проекту должна быть произведена обработка всего полевого материала трассы линии, политико-экономические и климатические обоснования линии, определение объектов строительства и проектирование самого строительства, отсюда - определение штата линии, количества самолетов, частоты рейсов».[3]

18 июня 1931 года президиум Мурманского окрисполкома постановил отвести участок для устройства гидробазы на Восточном берегу Кольского залива от мыса Базисного до устья реки Роста. Согласно постановлению, необходимо было приступить к устройству базы не позднее сентября 1931 года. Большое озеро планировалось задействовать, как площадку для посадки самолетов в зимнее время.[4]

Однако, реализовать амбициозные планы по запуску авиасообщения на Мурмане так быстро не получилось - не хватало финансирования.

Толчок к возобновлению рождения гражданской авиации на Кольском полуострове дал второй народнохозяйственный пятилетний план на 1933-1937 годы.[5] Освоению Мурмана уделялось в нем большое внимание. Планировалось, что протяженность воздушных линий по Мурманскому округу и за его пределами должна достичь 6600 км. Государством для этих целей выделялось 30810 тыс. руб., половину из которых планировалось освоить уже в 1933 году.[6]

Огромную роль в развитии авиации на Кольском Севере сыграл Сергей Миронович Киров[7]. По его указанию строителям и геологам треста «Апатит» было выделено три гидросамолета типа Ш-2.[8] Первый самолет прибыл на станцию Апатиты в августе 1933 года, откуда его трактором перетащили в поселок Тик-Губа, который и стал первым заполярным аэропортом. Тогда же, в 1933, в авиапоселок прибыл и первый летчик Кольской земли, впоследствии ставший легендой для местных жителей.

Овчинников Пантелей (Павел) Карпович родился в 1914 году. В 1930 году поступил в Первую авиашколу гражданского воздушного флота, которую окончил со званием пилота. Проработав в авиашколе инструктором 5 месяцев, был назначен пилотом самолетов типа Ш-2 в Северное управление гражданского воздушного флота и откомандирован для работ на Кольский полуостров.[9] Он проработал на мурманских воздушных линиях до 1938 года. Это было нелегко - освоение совершенно новых, незнакомых маршрутов на отнюдь нелегкой местности. Действительно, только такой отчаянный летчик, смельчак и мастер своего дела, как Овчинников мог справиться с поставленной задачей.

«Однажды зимой летел Павел в Мончегорск. Начиналась пурга. Заряды становились все мощнее. Видимость резко сократилась. Овчинников «уцепился» за береговую черту, которая с трудом просматривалась, и старался держаться вдоль ее изломов. Пассажиры заволновались. У Мончегорска их накрыла настоящая пурга. Несколько заходов на посадку сделал Павел, но безуспешно. Ветер швырял самолет, как щепку. Наконец удалось сесть. И тут же Павел полетел обратно, за Кондриковым и начальником «Новопромапатита» Антоновым, которым срочно надо было попасть в Мончегорск.

В Тик-Губу самолет не прибыл... Первыми об аварии узнали мончегорцы. Грузовики, возвращавшиеся из рейса, наткнулись на изуродованный самолет. Рядом были следы крови. Однако на месте падения пилота не оказалось. В район катастрофы послали поисковую группу. Но люди вернулись ни с чем - в такой буран пройти туда невозможно. В тот день Павел был на волосок от смерти.

Попав в сплошной снегопад, самолет зацепился за телефонные провода и рухнул на озеро. При падении Павел разбил голову, плечо и вывихнул ногу. Истекая кровью, он с трудом дополз до вежи, здесь ему оказали первую помощь и ночным поездом отправили в Апатиты.

После этого случая Овчинников понял, насколько опасно шутить с нелетной погодой. Особенно здесь, в Заполярье»[10], - писал о летчике Михаил Васильевич Головенков, начальник штаба Мурманского объединенного авиаотряда Северного управления гражданской авиации.

По прибытии на Мурман Овчинников познакомился с бортмехаником Александром Ивановичем Морозовым. Они стали вместе осваивать первые воздушные трассы Заполярья и сдружились. «Морозов нравился ему, прежде всего, знанием дела. И еще, пожалуй, тем, что был он смелым, отчаянным. Павел всегда ценил в людях смелось. Он считал: только смелый человек может быть надежным другом. Морозов был именно такой», - уточнял Головенков.[11]

17 июня 1934 года самолет Ш-2 впервые совершил перелет из Зашейка через Хибинские горы в Мурманск. Вел самолет экипаж в составе пилота Н. Михайлова и бортмеханика В. Миронова. «Рейс был интересным. <...>. Когда мы подлетели к Хибинам, пошел снег. И через несколько минут мы попали в полосу снежного урагана. Самолет бросало из стороны в сторону. Видимость была из рук вон плохая. Шли все время по компасу - в «молоке». Сплошные туманы, облака и к этому еще снежная пурга.

По инструкции мы могли бы, встретив такие метеорологические условия, возвратиться обратно. Но мы решили, во что бы то ни стало, пробиться в Мурманск. Отступать перед стихией мы не привыкли»,[12] -  делился экипаж своими впечатлениями с журналистами на следующий день, отметив, что их полет и посадка прошли благополучно и, несмотря на тяжелые условия, воздушные рейсы с юга в Мурманск возможны.

О летчиках в то время газеты часто писали, как о первопроходцах-героях, которых не пугала ни погода, ни трудности, с которыми они сталкивались ежедневно.

К середине 1934 года уже существовали три местные воздушные трассы: Мурманск - Рестикент - Гирвас - Ена - Зашеек, Мурманск - Пулозеро - Ловозеро - Краснощелье - Каневка - Поной - Йоканга, Мурманск - Апатиты - Капустные озера - Умба - Кузомень.

3 сентября 1934 года на заседании президиума Леноблисполкома в очередной раз был поднят вопрос об отсутствии воздушного сообщения между Ленинградом и Мурманском, решили настаивать перед Главным управлением гражданского воздушного флота при СНК СССР о введении в эксплуатацию в 1935 году этой линии, имеющей государственное значение.[13]

В конце февраля летчику Овчинникову и бортмеханику Морозову было поручено выполнить перелет Ленинград - Кировск и доставить новую машину для работы авиазвена треста «Апатит». Несмотря на неисследованную трассу и скверные метеорологические условия, перелет, длинной в 8 часов 59 минут, был выполнен блестяще, без единой поломки и вынужденной посадки. Павел Овчинников после рассказывал «Кировскому рабочему»: «Во время полета над белым морем пришлось испытать несколько не очень приятных моментов. Сильный боковой ветер относил нас к востоку, горлу Белого моря. При этом я знал, что, если мотор сдаст и нужно будет пойти на вынужденную посадку - дело наше плохо. Море оттаяло и нас ветром унесет из Кандалакшского залива в открытое море. Первые признаки человека мы встретили, пролетев уже море, на Кольском полуострове, не долетая Кандалакши. Это были лесные разработки. Мы с товарищем Морозовым испытали огромную радость - переглянулись и улыбнулись, увидев людей и  лошадей и жизнь на земле. В 17 часов 40 минут 25 февраля 1935 года наш перелет был закончен, данное нами задание выполнено. Я считаю, что этот перелет в трудных зимних условиях, при крайне неблагоприятной погоде, на машине неприспособленной для столь дальних перелетов, да в таких еще и плохих условиях, показал полную возможность организации регулярного авиасообщения Ленинград - Мурманск».[14]

11 ноября 1936 года Главным управлением гражданского воздушного флота при Совете министров СССР был издан приказ о создании с 1 декабря 1936 года отряда местной авиации № 235 на Кольском полуострове.[15] Местом базирования был выбран поселок Тик-Губа. К 1937 году в летный поселок прибыло 25 семей.[16] В 1938 году в списке отряда насчитывался уже 31 человек личного состава. Авиазвено треста «Апатит» также вошло в состав нового отряда.[17] Первым начальником штаба Мурманского объединенного авиаотряда стал Сергей Иванович Сироткин. Летный парк тоже пополнился новыми машинами - на балансе отряда значилось 4 самолета Ш-2, 5 самолетов МП-1. [18]

С увеличением количества воздушных рейсов и развитием Заполярья остро вставал вопрос об открытии аэропорта в Мурманске. В феврале 1938 года Главное управление гражданского воздушного флота поручило 235-ому авиаотряду к 10 марту изыскать место под его организацию.[19] Место нашли - гидроаэропорт разместили недалеко от рыбокомбината. В том же 1938 году, в июне, 235 авиаотряд начал выполнять долгожданные почтово-пассажирские рейсы Мурманск - Ленинград - Мурманск. За лето было совершено уже 65 рейсов. [20] Летчики не останавливались на достигнутом - разрабатывались и исследовались новые маршруты, увеличивалось количество регулярных рейсов.

Авиация уверенно вошла за 1930-е годы в быт и жизнь людей. Пилоты стали незаменимыми помощниками геологоразведочных экспедиций - исследователям доставлялось даже буровое оборудование. Самолеты были привлечены для обследования оленьих пастбищ, культурно-бытового и медицинского обслуживания оленеводов. Помощь летчиков оказалась востребованной и для рыбаков - как для разведки рыбы, так и для вывоза улова. И, конечно, без летающих машин не обходились поисково-спасательные операции и охрана лесов на Мурмане.

Авиасообщение и авиаперевозки стали на Мурмане нормой жизни.

 

Ведущий архивист А.В. Алмазова

Из протокола заседания президиума Мурманского окружного исполнительного комитета от 18 января 1931г. – о выборе места для устройства гидроаэродрома.

Из протокола заседания президиума Мурманского окружного исполнительного комитета от 18 января 1931г. – о выборе места для устройства гидроаэродрома. ГАМО. Ф. Р-162. Оп. 1. Д. 479. Л. 20.

Из протокола заседания президиума Мурманского окружного исполнительного комитета от 18 мая 1931 г. – об изыскании воздушной линии Ленинград – Мурманск и Мурманск – Архангельск.

Из протокола заседания президиума Мурманского окружного исполнительного комитета от 18 мая 1931 г. – об изыскании воздушной линии Ленинград – Мурманск и Мурманск – Архангельск. ГАМО. Ф. Р-162. Оп. 1. Д. 479. Л. 105.

Из протокола заседания президиума Мурманского окружного исполнительного комитета от 18 мая 1931 г. – об изыскании воздушной линии Ленинград – Мурманск и Мурманск – Архангельск.


Из протокола заседания президиума Мурманского окружного исполнительного комитета от 18 мая 1931 г. – об изыскании воздушной линии Ленинград – Мурманск и Мурманск – Архангельск. ГАМО. Ф. Р-162. Оп. 1. Д. 479. Л. 106.

Воздушная линия Ленинград – Мурманск, Мурманск - Архангельск

Воздушная линия Ленинград – Мурманск, Мурманск - Архангельск // Полярная правда. - 1931. - 5 июня. - № 59. - С.2.

Из протокола заседания президиума Мурманского окружного исполнительного комитет от 18 июня 1931 г. – о ходе работ по изысканию воздушной линии Ленинград – Мурманск и Мурманск – Архангельск.

Из протокола заседания президиума Мурманского окружного исполнительного комитет от 18 июня 1931 г. – о ходе работ по изысканию воздушной линии Ленинград – Мурманск и Мурманск – Архангельск. ГАМО. Ф. Р-162. Оп. 1. Д. 479. Л. 136.

Из протокола заседания президиума Мурманского окружного исполнительного комитета от 18 июня 1931 г. – об отводе участка для устройства гидробазы.

Самолет ПО-2Л («Лимузин»). 1930-е гг.


Самолет ПО-2Л («Лимузин»). 1930-е гг. ГАМО. Ф. Р-1279. Оп. 1. Д. 13. Л. 52.

Самолет Ш-2. 1930-е гг.

Самолет Ш-2. 1930-е гг. ГАМО. Ф. Р-1279. Оп. 1. Д. 13. Л. 51.

Первый бортмеханик Мурманской авиации Александр Иванович Морозов. 1930-е гг.  ГАМО. Ф. Р-1279. Оп. 1. Д. 13. Л. 48.

Первый бортмеханик Мурманской авиации Александр Иванович Морозов. 1930-е гг. ГАМО. Ф. Р-1279. Оп. 1. Д. 13. Л. 48.

Пилот Михаил Васильевич Карабанов. 1930-е гг.

Пилот Михаил Васильевич Карабанов. 1930-е гг. ГАМО. Ф. Р-1279. Оп. 1. Д. 13. Л. 49.

В. Л. Самолет Ш-2 над Мурманском

В. Л. Самолет Ш-2 над Мурманском // Полярная правда. - 1934. - 18 июня. - № 140. – С. 2.

11

Новая воздушная трасса освоена // Полярная правда. - 1934. - 10 июля. - № 158. – С. 2.

235-ый авиаотряд. Командир отряда Сергей Васильевич Сироткин, пилот Михаил Васильевич Карабанов, старший пилот Пантелей Карпович Овчинников, пилот Борис Давыдович Арензон. 1937 г.

235-ый авиаотряд. Командир отряда Сергей Васильевич Сироткин, пилот Михаил Васильевич Карабанов, старший пилот Пантелей Карпович Овчинников, пилот Борис Давыдович Арензон. 1937 г. ГАМО. Ф. Р-1279. Оп. 1. Д. 13. Л. 53.

Летно-технический состав 235-го авиаотряда. 1940 г.

Летно-технический состав 235-го авиаотряда. 1940 г.



[1] Ю-20 (Ju.20 или Type 20) - двухместный гидросамолет-разведчик, специально спроектированный Хуго Юнкерсом для ВМФ СССР.

[2] ГАМО. Ф. Р-162. Оп. 1. Д. 479. Л. 105, 106.

[3] Работа экспедиций по изысканию воздушной линии Ленинград - Мурманск - Архангельск // Полярная правда. - 1931. - 13 июня. - № 63. - С. 2.

[4] ГАМО. Ф. Р-162. Оп. 1. Д. 479. Л. 137.

[5] Народнохозяйственный план на 1933-1937 годы был принят VII-м съездом ВКП(б) в январе 1934 года.

[6] ГАМО. Ф. Р-213. Оп. 1. Д. 363. Л. 24.

[7] Сергей Миронович Киров - советский государственный и политический деятель. С 1930 г. - член Политбюро ЦК ВКП(б), с 1934 секретарь ЦК ВКП(б) и член Оргбюро ЦК ВКП(б). Сыграл значительную роль в организации горнорудной и химической промышленности в Хибинах и развития Кольского полуострова.

[8] Головенков М. В. Им покоряется небо. - Мурманск: Кн. изд-во, 1980. - С. 11.

[9] ГАМО. Ф. Р-1279. Оп. 1. Д. 13. Л. 5, 10.

[10] Головенков М. В. Потому что мы пилоты. - Мурманск: Кн. изд-во, 1973. - С. 23-24.

[11] Там же. С. 19.

[12] В. Л. Самолет Ш-2 над Мурманском // Полярная правда. - 1934. - 18 июня. - № 140. - С. 2.

[13] ГАМО. Ф. Р-213. Оп. 1. Д. 557. Л. 1-2.

[14] Ленинград - Кировск // Кировский рабочий. - 1935. - 24 марта. - № 69 (1123). - С.3.

[15] ГАМО. Ф. Р-1279. Оп. 1. Д. 14. Л. 1.

[16] Головенков М. В. Им покоряется небо. - Мурманск: Кн. изд-во, 1980. - С. 20.

[17] ГАМО. Ф. Р-1279. Оп. 1. Д. 14. Л. 26.

[18] ГАМО. Ф. Р-1279. Оп. 1. Д. 14. Л. 27.

[19] ГАМО. Ф. Р-1279. Оп. 1. Д. 14. Л. 12.

[20] Головенков М. В. Им покоряется небо. - Мурманск: Кн. изд-во, 1980. - С. 25.

 
100-let-arch
Дорога памяти
Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?

xvideo indian gay pornoko.net kolkata sonagachi blue film
سكس مصرى رومانسى wapoz.info اجمل شراميط
منتديات الظلام kobiiys.com نيك مؤخرات كبيرة
yuri hentai galleries manga-hentai.net gal gohan hentai
xxx videos kannada xixtube.info free porn tube indian
gonzo sex lalatube.mobi firstnightvideo
indian hot sexy vedio bigassporntrends.com xxx indin video com
servent xnxx xxxbunker.mobi sex vedios
xnxxbest manytubeporn.mobi local sex videos indian
さとう遥希 動画 javsextube.com 277dcv-107
تبادل الزوجات سكس hardpornx.net بعبصة متحركة
xnxx videis pakistaniporntv.com jokes on bf
mallusexvideos tubster.info kareena kapoor sarees
xnxxvieo videoxsearch.mobi www.xvidvideocodecs.com india express login
irene wan ganstavideos.com lokel xxx