«За многолетний труд в области народного образования…»

«За многолетний труд в области народного образования...»

Так начинаются тексты в почетных грамотах, памятных адресах, благодарственных письмах и поздравительных открытках, адресованных Борису Александровичу Глухову.

Борис Александрович родился 25 июня 1923 года в Ленинграде в семье работника Октябрьской железной дороги и учительницы. С малых лет занимался углубленным изучением немецкого языка. В июне 1941 года Борис Александрович окончил среднюю школу, а затем успешно сдал экзамены в Ленинградскую военно-морскую академию. Во время войны служил во 2-й отдельной бригаде морской пехоты Краснознаменного Балтийского флота. Не раз попадал в плен, не единожды был ранен, одна из пуль так и осталась у него в легком. С января 1945 года Борис Александрович служил переводчиком в оперативной группе контрразведки «СМЕРШ». Часто бывал в тылу врага в составе диверсионных групп, вел разведывательную деятельность. Вот как рассказывал об этом сам Борис Александрович: «В войну я служил на Балтийском флоте, в разведке. Попал в спецгруппу, потому что неплохо знал немецкий. Отбирали в нее строго. Знание языка - обязательно. Потому ходить в тыл к немцам нам часто приходилось. Обычно переодевались в их форму и - вперед. Довольно далеко забирались. Причем ребята наши вели себя настолько естественно, что немцы ничего даже при случайной встрече заподозрить не могли. На немецком мы все очень прилично говорили, сигареты немецкие курили - нас ими специально снабжали. В общем, если доходило до неожиданных встреч, обычно без стрельбы старались обойтись: постоим, поговорим, перекурим вместе с немцами, да и разойдемся в разные стороны. Нам в таких ситуациях шуметь ни к чему было, задачи не те». [1]

Для Бориса Александровича война началась в боях за Ленинград, а Победу он встречал в Восточной Пруссии. Был награжден орденами и медалями. «Одной из дорогих для меня наград стал орден Красной Звезды, - вспоминал он. -  Его я получил в Восточной Пруссии за предотвращение гибели личного состава Первой воздушной армии. Летчики ехали в Германию поездом через Вильнюс. Противник планировал взорвать тоннель с проходившим в нем составом. Нам удалось обнаружить диверсионную группу и сорвать их план».[2]

После Победы Борис Глухов поступил в 1-й Ленинградский государственный педагогический институт иностранных языков, который закончил в 1949 году с присвоением квалификации преподавателя немецкого языка. Начал он свою трудовую деятельность в школе г. Выборга, а затем работал в г. Истра Латвийской ССР. В 1951 году с семьей переехал в Мурманск. С 1955 года Борис Александрович работал заведующим кабинетом иностранных языков в Мурманском областном институте усовершенствования учителей. С 1958 по 1980 годы был первым заместителем заведующего отделом народного образования Мурманского облисполкома.[3]

За время работы и при непосредственном участии Бориса Александровича были достигнуты впечатляющие результаты. Построены две школы - интерната для ослабленных детей с бронхо-аденитами и туберкулезной интоксикацией в г. Покрове Владимирской области и под г. Тихвином Ленингардской области.  При рассмотрении бюджета Мурманской области в Госстрое РСФСР Борису Александровичу  удалось доказать необходимость включения плавательных бассейнов в состав типовых проектов крупных школ, строящихся в районах Крайнего Севера. Благодаря этому в последующие годы в Мурманской области было построено 10 школьных плавательных бассейнов, в том числе в городах Мурманске, Заполярном, Никеле, Кандалакше и других. Борис Глухов способствовал тому, чтобы в крупных школах были оборудованы медицинские центры, включавшие зубоврачебные, процедурные кабинеты и фотарии. С целью охраны зрения в школах области ежегодно производилась замена ламп - «молочные шары» на люминесцентные светильники, обеспечивающие соответствие нормам освещенности классов и кабинетов.[4]

Этими достижениями профессиональная деятельность Бориса Александровича не ограничилась - он являлся организатором первых специализированных поездок учителей иностранных языков в ГДР и Англию, а также при его участии впервые в школах было введено изучение иностранных языков структурным методом.[5] Был организован летний отдых детей из Мурманской области в южных районах СССР.

Борис Александрович, который по роду своей деятельности бывал во многих школах нашей области, а также общался с учителями из самых удаленных её уголков, обратил внимание на недостаточную комплектацию учебных заведений различными учебными пособиями. При его активном содействии в 1960 году был открыт Мурманский областной учколлектор. Это позволило резко улучшить снабжение школ города и области учебными материалами. В дальнейшем Мурманский областной учколлектор по показателям деятельности неоднократно занимал первые места среди подобных учреждений Советского Союза, в результате чего ему на вечное хранение было передано переходящее Красное знамя.

При его непосредственном участии в 1960 году в г. Мурманске была создана областная спортивная детско-юношеская школа олимпийского резерва по лыжному двоеборью и прыжкам на лыжах с трамплина.[6]

В 1961 году по инициативе Бориса Глухова в Мурманске был проведен 1-й Праздник Севера среди школьных команд краев и областей России. В течение 19 лет Глухов являлся бессменным председателем его оргкомитета. Борис Александрович входил в состав авторского коллектива, разработавшего нормативную лексику саамского языка, принимал участие в создании саамского алфавита, издании саамско-русского словаря и учебников.

В 1980 году по рекомендации Мурманского горкома КПСС Борис Глухов был направлен в трест «Арктикморнефтегазразведка», где стал основателем, первым директором Морской школы профтехобразования, единственного в системе профтехобразования страны учебного заведения, готовящего кадры для бурения и обустройства нефтегазовых скважин в условиях Арктического шельфа. До ухода на заслуженный отдых в 1991 году, Глухов непосредственно занимался подготовкой рабочих кадров по шестидесяти специальностям для нефтегазовых предприятий и нефтегазового флота Советского Союза, водолазов всех категорий, в том числе акванавтов для работы на больших глубинах. С 1980 года школа подготовила свыше 26 тысяч специалистов.[7] Борис Александрович являлся инициатором создания в 2008 году Музея истории освоения нефтегазовых месторождений шельфа Арктики.

Как сообщается в ходатайстве о присвоении Борису Александровичу Глухову звания «Почетный гражданин города-героя Мурманска»: «На всех постах трудовой деятельности Бориса Александровича Глухова отличала высокая работоспособность, чувство ответственности за порученное дело, верность долгу и Родине, огромная любовь к нашей Кольской земле и к ее жителям-труженикам».[8]

В течение всей жизни Борис Александрович активно занимался общественной деятельностью. В 1951-1971 гг. являлся председателем педагогической секции Мурманского отделения Всесоюзного общества «Знание», в 1960 - 1973 гг. - ответственным секретарем Мурманского отделения общества дружбы «СССР - Норвегия». Он возглавлял Мурманский совет ветеранов Великой Отечественной войны  Ленинградского и Волховского фронтов, был заместителем председателя Комитета ветеранов войны и военной службы Мурманской области.  Принимал участие в параде на Красной площади в Москве в честь 65-летия Победы в Великой Отечественной войне.[9]

Одна из самых  важных сторон его общественной деятельности - военно-патриотическое воспитание молодежи. Бориса Александровича постоянно приглашали на встречи с учащимися школ и студентами учебных заведений Мурманской и Тамбовской областей, с военнослужащими на кораблях, в воинских частях, музеях, госпиталях, Домах офицеров.

Борис Александрович Глухов - участник Великой Отечественной войны, блестящий педагог, талантливый руководитель и организатор, замечательный, неординарный человек, так много сделавший для народного образования Мурманской области, ушел из жизни 28 сентября 2013 года.

В Государственном архиве Мурманской области имеется личный фонд Бориса Александровича Глухова. Предлагаем вашему вниманию аудиозапись воспоминаний сына Бориса Александровича - Александра Борисовича Глухова о своем отце.

 

 

Главный архивист отдела НИиПАД

Н.А. Дмитрук



[1] ГАМО. Ф. Р-1539. Оп. 1. Д. 29. Л. 4.

[2] ГАМО. Ф. Р-1539. Оп. 1. Д. 29. Л. 9.

[3] Историческая справка к фонду Р-1539.

[4] ГАМО. Ф. Р-1539. Оп. 1. Д. 28. Л. 18.

[5] Структурный метод заключается в том, что учащийся изучает структуру языка, т.е. правила, по которым строятся предложения: видовременные формы, образование тех или иных частей речи, порядок слов в предложениях, отличие одного грамматического времени от другого.

[6] ГАМО. Ф. Р-1539. Оп. 1. Д. 28. Л. 18.

[7] ГАМО. Ф. Р-1539. Оп. 1. Д. 28. Л. 9.

[8] ГАМО. Ф. Р-1539. Оп. 1. Д. 28. Л. 2.

[9] Историческая справка к фонду Р-1539.

 

Б.А. Глухов – директор школы профессионально-технического образования АМНГР. Мурманск. 1986 год. Автор съемки не установлен. ГАМО. Ф. Р-1539. Оп. 2. Д. 5.

Б.А. Глухов – студент Ленинградского государственного педагогического института иностранных языков. Ленинград. 17 ноября 1946 года. Автор съемки не установлен. ГАМО. Ф. Р-1539. Оп. 2. Д. 1.

Б.А. Глухов (верхний ряд, крайний справа) в группе учителей средней школы № 1. В центре – директор школы Б.Ф. Коробов. Мурманск. 1954 год. Автор съемки не установлен. ГАМО. Ф. Р-1539. Оп. 2. Д. 13.

Б.А Глухов на борту судна. Мурманск. 1989 год. Автор съемки не установлен. ГАМО. Ф. Р-1539. Оп. 2. Д. 6.

Б.А Глухов на встрече с учениками средней школы № 8. Мурманск. 1991 год. Автор съемки не установлен. ГАМО. Ф. Р-1539. Оп. 2. Д. 8.

Б.А. Глухов (крайний слева) с главным водолазным специалистом нефтяной компании «Зарубежнефть». Мурманск. 1990-е годы. Автор съемки не установлен. ГАМО. Ф. Р-1539. Оп. 3. Д. 2.

Б.А. Глухов (второй ряд, в центре) в группе со специалистами немецкой фирмы «Siemens». Мурманск. 1990-е годы. Автор съемки не установлен. ГАМО. Ф. Р-1539. Оп. 3. Д. 4.

Б.А. Глухов (верхний ряд, крайний справа) в группе с выпускниками (1958 года) средней школы № 1. В центре (нижний ряд) Н. П. Трунин (бывший классный руководитель). Мурманск. 22 апреля 1999 года. Автор съемки не установлен. ГАМО. Ф. Р-1539. Оп. 2. Д. 20.

Б.А. Глухов (крайний справа) в группе с ветеранами Великой Отечественной войны, прибывшими в г. Москву на парад, посвященный празднику Дня Победы. Москва. 9 мая 2010 года. Автор съемки не установлен. ГАМО. Ф. Р-1539. Оп. 3. Д. 6.

Аттестат Б.А Глухова о среднем образовании. ГАМО. Ф. Р-1539. Оп. 1. Д. 14. Л. 2.

Характеристика бывшего переводчика с немецкого языка Глухова Бориса Александровича. ГАМО. Ф. Р-1539. Оп.1. д19. Л.1

Поздравительная открытка. ГАМО. Ф. Р-1539. Оп. 1. Д. 24. Л. 7.

Поздравительная открытка. ГАМО. Ф. Р-1539. Оп. 1. Д. 24. Л. 7об. 8.

 
100-let-arch
Дорога памяти
Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?