«Я болею за них, это замечательные люди ...» (к 80-летию со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады)

«Я болею за них, это замечательные люди ...»

(к 80-летию со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады)

 

Смерти уже не потрясают. Нервы притупились...
Но сдавать город нельзя. Лучше умереть, чем сдать.

Из дневника архитектора А.С. Никольского [1]

 

27 января 2024 г. исполняется 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады в годы Великой Отечественной войны. Блокада Ленинграда - одна из самых трагических и одновременно героических страниц отечественной истории.

Датой начала блокады города принято считать 8 сентября 1941 г., когда немецкие войска группы армии «Север»[2] захватили г. Шлиссельбург, взяв под полный контроль истоки Невы и блокировав Ленинград с суши. 872 дня длилась блокада города, во время которой его жителям пришлось пройти через голод и неимоверные лишения. Несмотря на это, на протяжении всей блокады, ленинградцы проявляли чудеса героизма и самопожертвования.

С первых дней войны горожане приняли самое активное участие в строительстве оборонительных сооружений. Согласно данным, содержащимся в докладной записке начальника второго Управления оборонных работ Управления Народного комиссариата внутренних дел по Ленинградской области Ленгорисполкому в период с 1 сентября 1941 г. по март 1942 г. силами жителей города было сооружено 6398 стрелковых окопов, 1274 пулеметных, 2098 минометных, 1361 артиллерийских окопов и 96 окопов для танков. Было проложено 835472 погонных метра ходов сообщений, подготовлено 120836 погонных метров противотанковых рвов. Для возведения этих и других сооружений потребовалось выполнить 8018000 куб. м. земляных, 333000 куб. м. плотничьих и 162000 куб. м. каменно-бетонных работ. 88 % общего количества трудовых затрат при возведении оборонительных сооружений осуществлялось населением Ленинграда. В среднем ежедневно на строительстве оборонительных сооружений вокруг города  работало в сентябре - 99540, в октябре - 113300, в ноябре - 70000, в декабре - 36300, в январе - 12000 человек.[3]

Эвакуация гражданского населения города с началом Великой Отечественной войны стала важнейшей задачей для военных и гражданских органов Ленинграда. По сведениям Ленинградской городской эвакуационной комиссии: за период с 29 июня 1941 г. по 1 апреля 1943 г. из города было эвакуировано 1743129 человек, из них жителей Ленинграда - 1448338 человек, в том числе детей - 414148 человек, жителей районов Ленинградской области и населения Прибалтийских советских республик - 294791 человек. Эвакуированы были 133 крупных промышленных предприятия, многие институты Академии наук и высшие учебные заведения, наиболее ценные экспонаты музеев города.[4]

Жизнь ленинградцев во время блокады протекала в условиях каждодневных артиллерийских обстрелов и авиационных бомбежек. Из 872 блокадных дней более 600 дней Ленинград подвергался артобстрелам. В сентябре 1941 г. город обстреливали 26 дней, среднесуточная продолжительность артобстрелов составила 7 ч. 27 м. В ноябре 1941 г. немецкие войска обстреливали город каждый день, а продолжительность артобстрелов составляла 9 ч. 13 м. В следующие месяцы количество дней и среднесуточная продолжительность обстрелов снизились, однако они продолжали приводить к гибели ленинградцев, пожарам и разрушениям. В период с 4 сентября 1941 г. по 22 января 1944 г. по городу было выпущено 148478 артиллерийских снарядов, сброшено 4638 фугасных и 102520 зажигательных авиабомб.[5] По разным оценкам, потери мирного населения Ленинграда за время блокады составили от 640 тыс. до 1 млн. человек[6].

Мужество и стойкость ленинградцев оказались сильнее вражеской блокады, артиллерийских обстрелов и авиационных бомбежек. Об этом свидетельствует то, что жизнь в Ленинграде не прекращалась. Оставшиеся в городе предприятия быстро перешли на выпуск военной продукции, необходимой Красной армии для обороны города. Уходивших в армию или эвакуированных рабочих и служащих предприятий и учреждений заменяли женщины и подростки. Наглядным примером этого является Кировский завод. В течение 1942 г. на завод было принято 2216 человек, из них 1802 женщины, что составило 81 % от общего числа. В результате всех изменений в личном составе завода на 1 января 1943 г. женщины составляли более 60% от общего числа рабочих и служащих.[7] Благодаря широко развернутым школам и курсам по подготовке кадров новые рабочие ленинградских предприятий приобретали необходимую квалификацию. Широкое распространение получило на городских предприятиях движение многостаночников и совмещение профессий, что позволяло решать проблему дефицита кадров.

Одним из следствий блокады была нехватка сырья и электроэнергии для предприятий. Особенно остро эта проблема встала зимой 1941-1942 гг., когда почти все предприятия прекратили производство. В первую блокадную зиму отмечались огромные проблемы со снабжением города топливом, что привело к лимитированию бытового потребления электроэнергии, сокращению, а затем и полному прекращению трамвайного движения в городе. Из-за нехватки топлива в январе 1942 г. пришлось прекратить работу главной водопроводной станции, что привело к замораживанию городских водопроводных магистралей и домовых труб в городе.

Катастрофической была ситуация с продовольствием. Блокада города не позволяла снабжать ленинградцев продуктами питания в необходимом количестве, а вражеские обстрелы и бомбардировки приводили к уничтожению имевшихся в городе запасов. Наиболее известным случаем уничтожения продовольственных запасов в городе во время блокады был пожар на Бадаевских складах, произошедший 10 сентября 1941 г., в результате авиационной бомбардировки и пожаром уничтожено около 3 тыс. т. муки и 2,5 тыс. кг сахара. В городе неоднократно происходило снижение продовольственных норм, которые были доведены до крайнего минимума. Символом тяжелого продовольственного положения жителей Ленинграда стали 250 г. хлеба в день, которые выдавали рабочим. Всем остальным группам населения выдавалось по 125 г. Голод унес множество жизней. Известный советский архитектор А. Никольский 22 января 1942 г. записал в своем дневнике: «За три недели по статистике Союза умерло 40 архитекторов - членов Союза. Это по два человека в день. Смерти уже не потрясают. Нервы притупились... Но сдавать город нельзя. Лучше умереть, чем сдать».[8]

Государственными и партийными органами предпринимались все усилия для строжайшего учета, а также наиболее рационального использования имевшихся продовольственных ресурсов. Для преодоления голода и нехватки продуктов питания в 1942 г. были предприняты решительные шаги по улучшению работы совхозов городских трестов и по поощрению развития индивидуального огородничества, а также развитию при предприятиях и учреждениях подсобных хозяйств. Итогом этих усилий стала организация 633 подсобных хозяйств и 1468 объединений индивидуального огородничества.[9] В городской сети столовых ленинградцы имели возможность получить горячее питание, которое не могли приготовить в домашних условиях из-за нехватки топлива.

Огромная нагрузка во время блокады выпала также на системы здравоохранения и образования города. Несмотря на то что нормальное функционирование организаций здравоохранения, школ и других детских учреждений было нарушено, их работники продолжали самоотверженно трудиться. Весомый вклад в оборону города вносили работники культуры. Музыкальным символом мужества и стойкости защитников Ленинграда в период блокады стала всемирно известная седьмая симфония Д.Д. Шостаковича. С января по ноябрь 1943 г. ленинградскими работниками культуры было подготовлено и выпущено 20 спектаклей по произведениям советской и классической драматургии, 2 оперные и 2 балетные постановки. Ленинградскими художниками было организовано 4 крупных тематических выставки, не считая мелких. Большинство работ было посвящено теме блокадного Ленинграда в дни Великой Отечественной войны. На выставках было представлено 5000 живописных, около 1000 графических и 100 скульптурных работ.[10] Культурная жизнь, протекавшая в городе, позволяла тысячам ленинградцев отвлечься от ужасов блокады.

Большую роль в преодолении последствий блокады сыграла Дорога жизни - единственная транспортная магистраль, связывавшая город с «большой землей». Она проходила по Ладожскому озеру. Связь осуществлялась во время навигации по воде, во время ледостава - по льду. По Дороге жизни шло снабжение Ленинграда продовольствием, топливом, сырьем для работы промышленных предприятий. По дну озера был проложен специальный кабель для обеспечения связи с осажденным городом.

Борьба с врагом, которую вели ленинградцы, получила поддержку всего советского народа. Миллионы советских людей не только думали о судьбе Ленинграда и ленинградцев, но и откликнулись на призывы советского правительства об оказании помощи осажденному городу. Свой вклад в помощь блокадному Ленинграду внесли и жители Кольского Заполярья.

С первых месяцев блокады многие жители Мурманской области переживали за судьбу города на Неве и его жителей. На антифашистском митинге молодежи, состоявшемся в г. Мурманске 23 октября 1941 г., было принято письмо к молодежи Ленинграда, в котором содержались следующие слова: «Героическим молодым ленинградцам, юношам и девушкам, храбро сражающимся с фашистскими полчищами, наш боевой привет!

Ваша героическая и мужественная борьба с фашизмом на подступах к великому городу Ленина - колыбели пролетарской революции, является для нас примером самого благородного и самоотверженного служения Родине.

Мы сделаем все, каждый на своем участке, чтобы помочь вам разгромить врага. Наши сердца, сердца всей советской молодежи с вами, каждый из нас готов в любую минуту с оружием в руках биться с врагом за нашу Родину, за наш славный Ленинград».[11]

Трогательную запись сделала в своем дневнике 27 декабря 1941 г. комсомолка из Терского района Мурманской области Лидия Худякова-Солонина: «Прорван передний край линии немецкой обороны 25 числа и теперь наши продвигаются, уже заняли ряд населенных пунктов.[12]Теперь ленинградские рабочие будут работать еще лучше, и положение их с каждой нашей победой будет улучшаться. Я болею за них: это замечательные люди. Сколько надо было иметь силы, настойчивости, упорства, чтобы кушать 200 гр. или даже 150 гр. хлеба в сутки и работать по 12, 14, а то и больше часов в сутки. Все время повышать нормы. И от них можно было слышать только одно: «Гоните только его, скорее от Ленинграда, громите его, фашистскую сволочь, а мы уж как-нибудь переживем, за нас можете быть спокойны.» А ведь это все простые советские люди, наши сестры, матери, отцы. Не удастся немцам эта блокада. Наш народ ничем не возьмешь: ни угрозой, ни пытками, ни измором».[13]

Однако Ленинград был не только в мыслях мурманчан. Они оказывали продовольственную помощь блокадному городу. В самое тяжелое время блокады, зимой 1941-1942 гг., жители Кольского Заполярья организовали отправку эшелона с продовольствием для ленинградцев. В соответствии с постановлением бюро Мурманского обкома ВКП(б) от 26 января 1942 г. в Ленинград было отправлено 9 тонн медицинского жира, 50 тонн соленой сельди, 40 тонн семги и 100 тонн рыбы соленой. Выделение этих продуктов стало возможным за счет сокращения норм выдачи армии, флоту и населению Мурмана.[14] В ответ ленинградцы с обратным эшелоном отправили в Мурманск 130 тонн различных материалов и боеприпасов для армии и флота, сражавшихся на Кольском полуострове, а также чертежи и техническую литературу, необходимые для организации производства вооружения.[15]

Еще один эшелон с рыбопродукцией был отправлен в июле 1942 г. Он включал 150 тонн соленой рыбы, 3,6 тонн соленой семги, 10 тонн медицинского жира.[16] Кроме крупных эшелонов с продовольствием, мурманчане неоднократно отправляли в Ленинград и мелкие партии рыбопродукции.[17] Доставка составов с рыбой осуществлялась в сложной обстановке, под постоянной угрозой вражеских авиабомбардировок и артобстрелов. Уже после полного снятия блокады и освобождения Кировской железной дороги мурманчанами было отправлено еще два эшелона с рыбопродукцией для жителей Ленинграда.

Из Мурманска в блокадный Ленинград шло не только продовольствие. Мурманский торговый порт в годы Великой Отечественной войны занимался приемом и разгрузкой союзнических конвоев, которые доставляли в СССР широкую номенклатуру товаров - от боеприпасов и танков до провизии. Часть поставляемых союзниками продуктов питания отправлялась в Ленинград. Только с 19 января по 19 февраля 1942 г. из Мурманска в Ленинград было отправлено  145 вагонов с 3478 тоннами импортного сахара, а после прибытия 4-го каравана союзников в середине февраля 1942 г. планировалось отправить еще 6000 тонн сахара.[18]

В годы войны судьбы некоторых жителей блокадного Ленинграда оказались тесно связаны с Мурманом. Такова история Николая Варфоломеевича Светлова, уроженца деревни Обколье Батецкого района Ленинградской области.[19] Окончив морской техникум в Ленинграде он работал на судах Балтийского государственного морского пароходства. В период блокады Ленинграда принимал непосредственное участие в обороне города. Работал на судах, занимавшихся перевозками спецгрузов, участвовал в тушении пожаров возникавших в результате вражеских артобстрелов. За это был представлен к награждению медалью «За оборону Ленинграда».[20] 9 апреля 1942 г. приказом Народного комиссариата морского флота СССР Светлов был откомандирован для работы на Севере. Работал на судах Северного и Мурманского морских пароходств, участвуя в перевозках спецгрузов, сначала в качестве матроса, потом боцмана и, наконец, 3-го помощника капитана. Везде Николай Варфоломеевич проявлял инициативу, мужество и дисциплинированность.[21]

С Кольским Заполярьем связана и судьба Владимира Кирилловича Елфимова, родившегося в г. Владивостоке, а с 1934 г. работавшего на судах Совторгфлота Балтийского бассейна. В апреле 1942 г. специальная комиссия Наркомфлота отобрала его и еще ряд моряков Балтийского пароходства для работы на судах других пароходств. Почти все отобранные изъявили желание трудиться на Севере. Елфимов получил распределение на пароход «Чернышевский» Мурманского морского пароходства. После войны, с 1954 г. по 1982 г., Владимир Кириллович ходил в море на судах Мурманского тралового флота. Он оставил после себя интересные воспоминания о плавании на пароходе «Чернышевский» из г. Мурманска через Северный Ледовитый, Атлантический и Тихий океаны в г. Владивосток. Начинаются  они описанием жизни в блокадном Ленинграде, участником обороны которого он был.[22] Владимир Кириллович награжден медалью «За оборону Ленинграда».

Советские войска предпринимали неоднократные попытки прорыва блокады в 1941 г. и 1942 г. Однако решить эту задачу в тот период не удалось. С 12 по 30 января 1943 г. наши части провели наступательную операцию «Искра», в результате которой 18 января войсками Ленинградского и Волховского фронтов при содействии части сил Балтийского флота, Ладожской военной флотилии и авиации блокада была прорвана. Но до полного ее снятия оставался еще год. Прорыв блокады стал для жителей Ленинграда переломным моментом войны, так как достаточно быстро были построены железнодорожная линия и автомобильная магистраль, по которым началось снабжение города продовольствием, топливом и другими необходимыми материалами. Это позволило довести уровень продовольственного снабжения ленинградцев до норм, установленных для других промышленных центров страны. Полное снятие блокады города произошло в ходе операции «Январский гром»,[23] проходившей в январе 1944 г. 27 января был издан приказ Военного совета Ленинградского фронта, зачитанный по радио, в котором говорилось о полном освобождении Ленинграда от фашистской блокады. Вечером этого же дня в Ленинграде был произведен артиллерийский салют.

Героизм и самопожертвование ленинградцев были отмечены высокими наградами Советского правительства. 22 декабря 1942 г. была учреждена медаль «За оборону Ленинграда», которой за послевоенную историю было награждено около 1 470 000 человек. 26 января 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за выдающиеся заслуги трудящихся Ленинграда перед Родиной, за мужество и героизм, дисциплину и стойкость, проявленные в борьбе с немецкими захватчиками  в трудных условиях вражеской блокады, Ленинград был награжден высшей государственной наградой СССР - орденом Ленина.[24] В приказе № 20 Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина от 1 мая 1945 г. Ленинград, наряду со Сталинградом, Севастополем и Одессой, был впервые назван городом-героем. Официально почетное звание[25] «Город-Герой» было введено 8 мая 1965 г. В этот же день был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР о вручении городу-герою Ленинграду в ознаменование 20-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войны медали «Золотая Звезда».[26] Подвиг, совершенный защитниками города и его жителями, по сей день является для нас образцом стойкости и мужества.

 

 

Письмо к молодежи Ленинграда, принятое на антифашистском митинге молодежи г. Мурманска 23 октября 1941 г.
ГАМО. Ф. 394. Оп. 1. Д. 178. Л. 43, 44.
Письмо секретаря Мурманского обкома ВКП(б) М.И. Старостина секретарю Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) А.А. Жданову от 29 января 1942 г. об отправке в Ленинград партии рыбопродуктов, с просьбой о содействии в получении материалов для выполнения заказов фронта.
ГАМО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 26. Л. 3, 4.
Погрузка рыбопродукции для жителей Ленинграда в железнодорожные вагоны. Январь 1942 г., г. Мурманск. Автор съемки не установлен.
ГАМО. Ф. Р-1310. Оп. 3. Д. 3042.
Погрузка рыбопродукции для жителей Ленинграда в железнодорожные вагоны. Январь 1942 г., г. Мурманск. Автор съемки не установлен.
ГАМО. Ф. Р-1310. Оп. 3. Д. 3043
Справка заведующего транспортным отделом Мурманского обкома ВКП(б) И.К. Высокова секретарю Мурманского обкома ВКП(б) М.И. Старостину от 24 февраля 1942 г. об отправке импортного сахара в Ленинград.
ГАМО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 26. Л. 11.
Докладная записка секретаря Мурманского горкома ВКП(б) В.А. Прокофьева секретарю Мурманского обкома ВКП(б) М.И. Старостину от 2 апреля 1942 г. о выполнении задания при поездке в Ленинград с 29 января по 1 апреля 1942 г.
ГАМО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 26. Л. 13, 14.
Справка отдела рыбной промышленности Мурманского обкома ВКП(б) секретарю Мурманского обкома ВКП(б) М.И. Старостину от 20 июля 1942 г. об отправке партии рыбопродуктов в Ленинград.
ГАМО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 26. Л. 48.
Сообщение и.о. начальника «Главсеврыбпрома» А.В. Тупикова секретарю Мурманского обкома ВКП(б) М.И. Старостину от 5 октября 1942 г. об отгрузке в Ленинград вагонов с медицинским жиром.
ГАМО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 26. Л. 59.
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 г. «Об учреждении медалей «За оборону Ленинграда», «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя» и «За оборону Сталинграда» и о награждении этими медалями участников обороны Ленинграда, Одессы, Севастополя и Сталинграда» // Полярная правда. – 1942. – 25 декабря. - № 303 (4686). – С. 1.
Справка заместителя секретаря Мурманского обкома ВКП(б) по транспорту В.А. Прокофьева секретарю Мурманского обкома ВКП(б) М.И. Старостину от 1 апреля 1944 г. об отгрузке продовольствия для Ленинграда по II-III и IV караванам.
ГАМО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 324. Л. 2.
Характеристика на боцмана п/х «Сосновец» Мурманского государственного морского пароходства Н.В. Светлова, участника обороны Ленинграда.
11 апреля 1944 г. ГАМО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 366. Л. 15.
Выступление секретаря Мурманского обкома ВКП(б) М.И. Старостина на митинге 22 июля 1944 г., посвященном отправке в Ленинград эшелонов с рыбопродукцией.
1944 г. ГАМО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 324. Л. 14, 15.
Выступление секретаря Мурманского обкома ВКП(б) М.И. Старостина на митинге 22 июля 1944 г., посвященном отправке в Ленинград эшелонов с рыбопродукцией.
г. Мурманск. Автор съемки не установлен. ГАМО. Ф. П-2393. Оп. 2. Д. 594. Л. 45.
Письмо коллектива Кировского завода секретарю Мурманского обкома ВКП(б) М.И. Старостину с благодарностью трудящимся Мурманской области за отправленные в Ленинград эшелоны с рыбопродукцией.
1944 г. ГАМО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 324. Л. 27, 28.
Отчет секретаря Мурманского горкома ВКП(б) В.А. Прокофьева секретарю Мурманского обкома ВКП(б) М.И. Старостину от 9 августа 1944 г. о пребывании в Ленинграде делегации трудящихся Мурманской области, сопровождавшей рыбные маршруты по Кировской железной дороге в период с 27 июля по 10 августа 1944 г.
ГАМО. Ф. П-2393. Оп. 2. Д. 593. Л. 3-16.
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 января 1945 г. «О награждении города Ленинграда орденом Ленина» // 900 героических дней. Сборник документов и материалов о героической борьбе трудящихся Ленинграда в 1941 – 1944 гг./Отв. ред. В.М. Ковальчук. Сост. Х.Х. Камалов, Р.В. Серднак, Ю.С. Токарев. М., Л.: Наука, 1966. С. 5.
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 г. «О вручении городу-герою Ленинграду медали «Золотая Звезда» // 900 героических дней. Сборник документов и материалов о героической борьбе трудящихся Ленинграда в 1941 – 1944 гг./Отв. ред. В.М. Ковальчук. Сост. Х.Х. Камалов, Р.В. Серднак, Ю.С. Токарев. М., Л.: Наука, 1966. С. 6.
Воспоминания бывшего секретаря Мурманского горкома ВКП(б) В.А. Прокофьева об отправке в январе 1942 г. первого эшелона с рыбой в Ленинград и о пребывании делегации мурманчан в городе.
11 июля 1966 г. ГАМО. Ф. П-2393. Оп. 2. Д. 123. Л. 7-9.
Из воспоминаний бывшего помощника капитана по политчасти парохода «Чернышеский» В.К. Елфимова о плавании на пароходе «Чернышевский» из порта Мурманск в порт Владивосток – о жизни в блокадном Ленинграде.
20 августа 1974 г. ГАМО. Ф. П-2393. Оп. 2. Д. 520. Л. 6, 7.

Главный архивист

отдела НИиПАД                                                                                                  М.А. Ершов



[1] А.С. Никольский (1884-1953) - советский архитектор, график и теоретик архитектуры. Действительный член Академии архитектуры СССР. Лауреат Сталинской премии. Во время блокады Ленинграда А.С. Никольский вёл иллюстрированный дневник, создал серии рисунков «В осаждённом Ленинграде» и «Парк имени С. М. Кирова».

[2] Группа армий «Север» - оперативно-стратегическое объединение немецко-фашистских войск в Великой Отечественной войне на северном участке Восточного фронта в 1941-1945 гг.

[3] 900 героических дней. Сборник документов и материалов о героической борьбе трудящихся Ленинграда в 1941 - 1944 гг./Отв. ред. В.М. Ковальчук. Сост. Х.Х. Камалов, Р.В. Серднак, Ю.С. Токарев. М., Л.: Наука, 1966. С. 83-85.

[4] Там же. С. 12, 106.

[5] Там же. С. 140, 145.

[6] Рубцов Ю.В., Лурье В.М. Блокада Ленинграда: все ли жертвы учтены? // Военно-исторический журнал. - 2000. - № 3. - С. 30.

[7] 900 героических дней. Сборник документов и материалов о героической борьбе трудящихся Ленинграда в 1941 - 1944 гг./Отв. ред. В.М. Ковальчук. Сост. Х.Х. Камалов, Р.В. Серднак, Ю.С. Токарев. М., Л.: Наука, 1966. С. 176.

[8] Из истории советской архитектуры. 1941-1945. Хроника военных лет. Архитектурная печать: Док. и материалы / АН СССР, ВНИИ искусствознания М-ва культуры СССР, Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А.В. Щусева; Отв. ред. К. Афанасьев. М.: Наука, 1978. С. 16.

[9] 900 героических дней. Сборник документов и материалов о героической борьбе трудящихся Ленинграда в 1941 - 1944 гг./Отв. ред. В.М. Ковальчук. Сост. Х.Х. Камалов, Р.В. Серднак, Ю.С. Токарев. М., Л.: Наука, 1966. С. 351.

[10] Там же. С. 383, 384.

[11]
ГАМО. Ф. П-394. Оп. 1. Д. 178. Л. 43.

[12] Имеется в виду Тихвинская стратегическая наступательная операция советских войск, проходившая с 10 ноября по 30 декабря 1941 г.

[13]
ГАМО. Ф. П-2393. Оп. 2. Д. 96. Л. 7, 8.

[14]
ГАМО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 26. Л. 3, 4, 9

[15] Там же. Л. 13, 14, 22.

[16] Там же. Л. 43.

[17]Там же.  Л. 58.

[18] Там же. Л. 11.

[19] Ныне деревня Обколи Батецкого района Новгородской области.

[20] Медаль «За оборону Ленинграда» была учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об учреждении медалей «За оборону Ленинграда», «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя» и «За оборону Сталинграда» и награждении этими медалями участников обороны Ленинграда, Одессы, Севастополя и Сталинграда» от 22 декабря 1942 года.

[21]
ГАМО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 366. Л. 15.

[22]
ГАМО. Ф. П-2393. Оп. 2. Д. 520. Л. 1, 5-8.

[23] Операция «Январский гром» (14-30 января 1944 г.) была частью Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции (14 января - 1 марта 1944 г.) советских войск Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов, осуществлённой во взаимодействии с Балтийским флотом и авиацией дальнего действия с целью разгрома немецкой группы армий «Север», полного снятия блокады Ленинграда и освобождения Ленинградской области.

[24] 900 героических дней. Сборник документов и материалов о героической борьбе трудящихся Ленинграда в 1941 - 1944 гг./Отв. ред. В.М. Ковальчук. Сост. Х.Х. Камалов, Р.В. Серднак, Ю.С. Токарев. М., Л.: Наука, 1966. С. 5.

[25] В 1980 г. были внесены изменения в Положение. Формулировка «почетное звание» была заменена на «высшая степень отличия».

[26] 900 героических дней. Сборник документов и материалов о героической борьбе трудящихся Ленинграда в 1941 - 1944 гг./Отв. ред. В.М. Ковальчук. Сост. Х.Х. Камалов, Р.В. Серднак, Ю.С. Токарев. М., Л.: Наука, 1966. С. 6.

 
100-let-arch
Дорога памяти
Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?