ДАРИТ СВЕТ И ТЕПЛО

Дарит свет и тепло

(к 90-летию Мурманской ТЭЦ)

7

С началом постройки Мурманской железной дороги и работ по сооружению Мурманского порта остро встал вопрос об обеспечении этих стратегически важных объектов электроэнергией. Работы по организации электростанции взяло на себя правление Мурманской железной дороги. Проектировщиком, а в дальнейшем заведующим электрическими установками был назначен инженер-электрик Николай Константинович Случевский. Было выбрано и место будущей стройки - территория порта. Вместе со станцией спроектировали сеть проводов для наружного освещения путей, складов, пристаней, проездов и жилой зоны Кольской морской базы. Для плотничьих работ, которые планировалось завершить к 25 марта 1917 года, был нанят подрядчик Иван Николаевич Ремезов.[1]

Началась стройка. Оборудования для электростанции постоянно не хватало, его приходилось искать по разным городам и даже по разным странам. Несвоевременные поставки материалов железной дорогой так же затягивали окончание стройки. Тем не менее 9 апреля 1917 года комиссия приняла станцию в эксплуатацию, а 17 апреля в Мурманске был дан первый ток. К этому моменту станция была отстроена на 70%.[2] В мае 1917 года Случевский отчитывался: «Полностью построен 1 жилой дом, кладовая, временные мастерская и водокачка, установлен нефтяной двигатель и электрическая машина, построены площадки под паровые машины, проведено около 7,5 км воздушной линии, дано наружное освещение на длину около 5 км, дано освещение в дома, бараки и склады на общее число лампочек около 1400 штук».[3] Позже станция была оборудована двумя дизельными двигателями от «Коломенского завода» и фирмы «Нобель» мощностью в 200 и в 120 л.с.[4]

Первое время мощности электростанции хватало для обеспечения нужд совсем еще небольшого поселения. Однако Мурманск рос: если во время Всероссийской переписи 1920 года в нем проживало 2487 человек, то в 1926 году насчитывалось уже 8777. Вместе с ростом населения росла и потребность в электроэнергии, поэтому в 1926 году на станции были установлены два дополнительных дизельных двигателя в 72 л.с. «Коломенского завода» и фирмы «Крослей». Но этих мощностей должно было хватить совсем ненадолго.

Руководство региона забило тревогу: «Электроэнергия отпускается исключительно почти только для освещения, так как принять моторную нагрузку станция не в состоянии, благодаря техническим недостаткам дизелей фирмы «Коломенский завод», хотя они и более мощные, чем другие, но работать на параллельном ходу не могут в виду технического не оборудования  самого здания станции, которое не выдержит одновременной работы, так как само здание дощатое двухэтажное, уже имеет большой осадок и перекосы, а если дать большее сотрясение, то имеется угроза, что здание может обрушиться. Кроме того и эта мера не даст выхода в отношении полного удовлетворения электроэнергией».[5]

В итоге было выдвинуто предложение о сооружении новой, более мощной электрической станции «мощностью на 1,500 киловатт, типа турбогенераторной, с двумя машинами, которые позволят обслуживать город в течение 15-20 лет без всякого нарушения, а также дадут возможность произвести работы по подготовке к использованию имеющихся водоемов для перехода на более дешевое водяное топливо». Стоимость устройства новой станции вместе с установкой турбо-генераторов, трансформаторных подстанций и переоборудованием воздушной электросети в кабельную оценивалась в 907 тысяч рублей.[6]

Новую станцию обязались построить НКПС СССР[7] и Мурманская железная дорога в трехлетний срок,[8] а до ее расширения старая станция должна была продолжать функционировать.[9] Между тем начало работ затягивалось и откладывалось до тех пор, пока 27 января 1932 года не появилось постановление Совнаркома СССР[10], одним из пунктов которого стало решение о постройке в Мурманске электростанции на 6000 кВт.[11] В дальнейшем из-за недостаточного финансирования строительство электростанции было перенесено на 1933 год.[12]

В феврале 1933 года был утвержден технический проект тепловой электростанции, строительство которой было включено в план ГОЭЛРО.[13] [14] Начальником работ был назначен Кириллов. Тогда же, в феврале 1933 года, началась закладка фундамента нового предприятия. Из-за холода пришлось устанавливать тепляки[15], которые обогревались печками-времянками. Для бетонных работ были устроены баки с горячей водой и печи для подогрева песка и гравия. Работы велись в две смены.[16]

8 августа 1933 года, в разгар стройки, Совнаркомом СССР было вынесено постановление об изменении мощности станции - с 6000 кВт до 3000 кВт. В связи с этим было уменьшено и количество оборудования -  пришлось устанавливать только одну турбину из двух запланированных и два паровых котла вместо трех.[17]

К весне 1934 года все строительные работы были закончены. 24 марта в 12 часов дня электростанция дала первый ток.[18] 26 марта того же года актом Правительственной комиссии она была принята в эксплуатацию.[19]

Поначалу новая городская электростанция из-за ряда недоработок и неподготовленности сетей не могла работать на полную мощность, поэтому Мурманск частично освещался с помощью ведомственной электростанции треста «Мурманрыба». Но с падением осветительной нагрузки в июне 1934 года нужда в дополнительной электроэнергии отпала и станция «Мурманрыбы» перешла в резерв, работая только во время аварий на новом предприятии.[20]

Позднее мощности станции были увеличены. В 1939 году в Мурманске были проложены первые 1150 м тепловых сетей, а на электростанции было установлено теплофикационное оборудование. В сентябре того же года 6 самых крупных зданий города получили централизованное теплоснабжение. В последующие годы зона теплофикации расширялась, а городская электростанция стала городской  тепловой электроцентралью.[21]

С тех пор и по сей день Мурманская ТЭЦ дарит горожанам свет и тепло. Поздравляем ее сотрудников с юбилеем предприятия и предлагаем вашему вниманию небольшую подборку архивных документов и фотографий по истории первых мурманских электростанций.

 

Ведущий архивист отдела НИиПАД А.В. Алмазова

 

Отчет заведующего электрическими установками Н. Случевского о работах, выполненных на стройке в течение января 1917 года. 6 февраля 1917 г. ГАМО. Ф. И-32. Оп. 1. Д. 1. Л. 7.

 

Отчет заведующего электрическими установками Н. Случевского о выполненных и планируемых работах на стройке электростанции к 10 мая 1917 года. 12 мая 1917 г. ГАМО. Ф. И-32. Оп. 1. Д. 1. Л. 1 - 1 об.

 

Отчет заведующего электрическими установками Н. Случевского о выполненных и планируемых работах на стройке электростанции к 10 мая 1917 года. 12 мая 1917 г. ГАМО. Ф. И-32. Оп. 1. Д. 1. Л. 1 - 1 об.

 

Вариант сметы на достройку Мурманской центральной электрической станции. 1919 г. ГАМО. Ф. Р-45. Оп. 1. Д. 18. Л. 49.

 

Докладная записка заведующего электростанцией Вавилова в отдел благоустройства о сотрясении здания электростанции из-за работы нефтяного двигателя. Июль 1923 г. ГАМО. Ф. Р-98. Оп. 1. Д. 8. Л. 128.

 

Строительство Мурманской ТЭЦ. Автор съемки Шадрин. 1933 г. ГАМО. Ф. Р-1310. Оп. 9. Д. 8991.

 

Строительство Мурманской ТЭЦ. Автор съемки Шадрин. 1933 г. ГАМО. Ф. Р-1310. Оп. 9. Д. 8992.

 

Строительство Мурманской ТЭЦ. Автор съемки Шадрин. 1933 г. ГАМО. Ф. Р-1310. Оп. 9. Д. 8993.

 

Группа рабочих на подготовке котлована для Мурманской ТЭЦ. Автор съемки Шадрин. 1933 г. ГАМО. Ф. Р-1310. Оп. 9. Д. 9008.

 

Группа рабочих на подготовке котлована для Мурманской ТЭЦ. Автор съемки Шадрин. 1933 г. ГАМО. Ф. Р-1310. Оп. 9. Д. 9009.

 

Работники Мурманской ТЭЦ. Автор съемки Шадрин. 1933 г. ГАМО. Ф. Р-1310. Оп. 9. Д. 9013.

 

 

 



[1] ГАМО. Ф. И-32. Оп. 1. Д. 1. Л. 4.

[2] ГАМО. Ф. И-32. Оп. 1. Д. 1. Л. 17.

[3] ГАМО. Ф. И-32. Оп. 1. Д. 3. Л. 32-32об.

[4] ГАМО. Ф. Р-132. Оп. 1. Д. 35. Л. 52.

[5] ГАМО. Ф. Р-132. Оп. 1. Д. 35. Л. 52.

[6] ГАМО. Ф. Р-132. Оп. 1. Д. 35. Л. 53.

[7] НКПС - Народный комиссариат путей сообщения СССР.

[8] ГАМО. Ф.Р-162. Оп. 1. Д. 135. Л. 11.

[9] ГАМО. Ф. Р-213. Оп. 1. Д. 13. Л. 11.

[10] Совнарком СССР - Совет народных комиссаров СССР.

[11] ГАМО. Ф. Р-213. Оп. 1. Д. 13. Л. 1.

[12]ГАМО. Ф. Р-213. Оп. 1. Д. 13. Л. 1.

[13] ГАМО. Ф. Р-213. Оп. 1. Д. 499. Л. 32 об.

[14] ГОЭЛРО - государственный план развития электроэнергетической отрасли в Советской России после Октябрьской революции 1917 года. Разработан Государственной комиссией по электрификации России по заданию и под руководством В. И. Ленина.

[15] Тепляк - временное строительное сооружение для производства сварочных и бетонных работ, устройству гидроизоляции в зимний период.

[16] Кирьянов И. Мурманская ТЭЦ // Карело-Мурманский край. - 1993. - № 9/10. - С. 36-37.

[17] ГАМО. Ф. Р-162. Оп. 1 . Д. 798. Л. 10.

[18] ГАМО. Ф. Р-7. Оп 1. Д. 118. Л.12.

[19] ГАМО. Ф. Р-405. Оп. 8. Д. 2325. Л.161.

[20] ГАМО. Ф. Р-213. Оп. 1. Д. 716. Л. 38.

[21] ГАМО. Ф. Р-405. Оп. 8. Д. 2325. Л.161.

 
100-let-arch
Дорога памяти
Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?

xvideo indian gay pornoko.net kolkata sonagachi blue film
سكس مصرى رومانسى wapoz.info اجمل شراميط
منتديات الظلام kobiiys.com نيك مؤخرات كبيرة
yuri hentai galleries manga-hentai.net gal gohan hentai
xxx videos kannada xixtube.info free porn tube indian
gonzo sex lalatube.mobi firstnightvideo
indian hot sexy vedio bigassporntrends.com xxx indin video com
servent xnxx xxxbunker.mobi sex vedios
xnxxbest manytubeporn.mobi local sex videos indian
さとう遥希 動画 javsextube.com 277dcv-107
تبادل الزوجات سكس hardpornx.net بعبصة متحركة
xnxx videis pakistaniporntv.com jokes on bf
mallusexvideos tubster.info kareena kapoor sarees
xnxxvieo videoxsearch.mobi www.xvidvideocodecs.com india express login
irene wan ganstavideos.com lokel xxx