НЕ СДАДИМСЯ! (К 90-ЛЕТИЮ СПАСЕНИЯ ЧЕЛЮСКИНЦЕВ)

История в документах

Не сдадимся!

(к 90-летию спасения челюскинцев)

 

За челюскинской эпопеей в 1934 году следил, без преувеличения, весь мир. Люди из разных стран переживали за участников советской экспедиции, застрявших во льдах и за летчиков, не оставлявших надежды их спасти. Сегодня, в день гибели парохода «Челюскин», вспомним и мы об одном из знаковых событий той эпохи.

К началу 1930-х годов в СССР уже был накоплен большой опыт плаваний в арктических морях, организации полярных экспедиций, походов, исследования приарктических территорий. Сложились условия для полного освоения Северного морского пути. В 1932 году экспедиция под руководством знаменитого полярника Отто Юльевича Шмидта на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» прошла весь Северный морской путь за одну навигацию. Пароход «Челюскин» должен был повторить этот успех и проверить проходимость трассы Севморпути[1] транспортным судном.

10 августа 1933 года «Челюскин» вышел из Мурманска. На его борту находилось 52 члена экипажа, 29 человек экспедиционной группы, 30 научных работников, членов их семей и рабочих для высадки на острове Врангеля.[2] Корабль вел один из самых прославленных в Советском Союзе капитанов - Владимир Иванович Воронин. Экспедицию возглавлял Отто Юльевич Шмидт, уже в четвертый раз отправившийся в Арктику.

Нештатные ситуации начались почти сразу. В один из дней нашелся «заяц» - кочегар Михаил Субботин, который пробрался на судно тайком. А 31 августа в семье научного сотрудника Всесоюзного арктического института Василия Гавриловича и Доротеи Ивановны Васильевых родилась девочка Карина.

Все были заняты своими делами: команда следила за обстановкой и льдами, ученые и специалисты проводили исследования. Ничто не предвещало беды. Однако уже в сентябре 1933 года все пошло не плану - в Чукотском море подули южные ветры и принесли лед, который и зажал «Челюскин».

На протяжении следующих 5 месяцев корабль дрейфовал. Состояние судна ухудшалось с каждым днем. «Мы держали пароход в покое и готовились встретить любое испытание, - вспоминал позже О.Ю. Шмидт. - Льды кругом нарастали. Море заполнилось ими целиком. При сильном ветре лед приходил в движение, образуя в одних местах трещины, полыньи, а в других - торосы в результате нажима льдин друг на друга. . Движение льдов неоднократно производило давление на пароход. Одно из сжатий в декабре было настолько сильным, что мы, на всякий случай, выгрузили на лед запасы продовольствия, но затем образовались разводья и запасы были погружены обратно».[3]

13 февраля 1934 года судно все-таки не выдержало тягот ледового плена и в 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северного и в 144 милях от мыса Уэлен затонуло.[4] Челюскинцы были готовы к этому! Команда своевременно эвакуировала на лед аварийные запасы продовольствия, палатки, самолет, радио, спальные мешки. Выгрузка людей продолжалась до самого последнего момента - пока нос корабля не ушел под воду. Не обошлось без жертв. Завхоз Борис Могилевич во время эвакуации был придавлен бревном и, не успев выбраться, утонул вместе с судном.

14 февраля 1934 года вышло постановление СНК СССР «Об организации помощи участникам экспедиции». Была организована комиссия в составе В.В. Куйбышева, Н.М. Янсена, С.С. Каменева, И.С. Уншлихта, С.С. Йоффе.

Между тем челюскинцы развернули на льдине лагерь: собрали палатки, устроили кухню с печью из спасенного дерева и глины. Старались не паниковать и занимать себя делом. А когда работа заканчивалась - проводили поэтические вечера, читали вслух книги, слушали лекции О.Ю. Шмидта, организовали стенгазету «Не сдадимся». И, конечно, оборудовали аэродром и ждали спасателей.

5 марта 1934 года, после множества неудачных попыток найти лагерь О.Ю. Шмидта, летчик А.В. Ляпидевский, наконец, сел на льдину. Радости челюскинцев не было предела. А.В. Ляпидевский перевез за один полет десять женщин и двоих детей. Об этом дне вспоминал очевидец А.Е. Погосов: «Челюскинцы поверили в силу и мужество нашей авиации и теперь уже знали наверняка, что палатки на льду недолго будут служить для них пристанищем».[5] Благодаря газетам и радио за спасением участников в экспедиции следила вся страна.

7 апреля прилетели М.Т. Слепнев, Н.П. Каманин и В.С. Молоков. С этого дня авиасообщение между лагерем и чукотским становищем Ванкарем стало постоянным. 13 апреля последние 6 челюскинцев были сняты со льдины и доставлены на материк. В числе последних улетел и капитан «Челюскина» В.И. Воронин.

16 апреля 1934 года в стране была введена высшая степень отличия - звание Героя Советского Союза. Первыми этой награды удостоились 7 летчиков, эвакуировавших людей из лагеря О.Ю. Шмидта: С.А. Леваневский, М.Т. Слепнев, М.В. Водопьянов, И.В. Доронин, Н.П. Каманин, А.В. Ляпидевский, В.С. Молоков.

Несмотря на трагедию «Челюскина» основная цель экспедиции была достигнута - проходимость СМП доказана. Кроме того, были сделаны правильные выводы - необходимо увеличить ледокольный флот. Также, за время дрейфа было подробно исследовано Чукотское море - его течения, движение льдов и ветра, флора и фауна.

Сегодня мы предлагаем Вам ознакомиться с хроникой операции по спасению челюскинцев с помощью материалов, опубликованных в свое время на страницах газеты «Полярная правда».

 

Ведущий архивист А.В. Алмазова

 

Пароход «Челюскин» во льдах Чукотского моря. Февраль 1934 год. Автор съемки не установлен. ГАМО. Ф. Р-947. Оп. 4. Д. 243.

 

Статья «Гибель «Челюскина» // Полярная правда. - 1934. - 15 февраля. - № 40 (2211). - С. 1.

 

Статья «Челюскинцы» продолжают стройку лагеря» // Полярная правда. - 1934. - 18 февраля. - № 43 (2214). - С. 2 об.

 

Статья «На помощь героям Арктики» // Полярная правда. - 1934. - 3 марта. - № 53 (2224). - С. 1.

 

Заметка «Мужество и выдержка челюскинцев» // Полярная правда. - 1934. - 5 марта. - № 55 (2226). - С. 1.

 

Сообщение правительственной комиссии «На помощь челюскинцам» // Полярная правда. - 1934. - 17 марта. - № 65 (2236). - С. 2 об.

 

Рубрика «На помощь челюскинцам» // Полярная правда. - 1934. - 23 марта. - № 70 (2241). - С. 1.

 

Рубрика «На помощь челюскинцам» // Полярная правда. - 1934. - 27 марта. - № 73 (2244). - С. 1.

 

Статья О.Ю. Шмидта «Как погиб «Челюскин» и как живут челюскинцы» // Полярная правда. - 1934. - 27 марта. - № 73 (2244). - С. 1об.

 

Рубрика «На помощь челюскинцам» // Полярная правда. - 1934. - 6 апреля. - № 81 (2252). - С. 1.

 

Рубрика «На помощь челюскинцам» // Полярная правда. - 1934. - 8 апреля. - № 82 (2253). - С. 1.

 

Рубрика «На помощь челюскинцам» // Полярная правда. - 1934. - 9 апреля. - № 83 (2254). - С. 1.

 

Полярная правда. - 1934. - 14 апреля. - № 87 (2258). - С. 1.

 

Схема рейсов самолетов в лагерь Шмидта. URL: https://ruskline.ru/news_rl/2019/03/05/spasenie_chelyuskincev/ (Дата обращения 29.01.2024).

 

Статья А. Сафонова «Полярная одиссея» // Полярная правда. - 1984. - 17 июня. - № 140 (17029). - С. 1 об. - 2.


[1] Севморпуть - Северный морской путь (Севморпуть или СМП) - кратчайший морской путь через Северный Ледовитый океан между Европейской частью России и Дальним Востоком.

[2] Государственный архив Мурманской области (ГАМО). Ф. Р-996. Оп. 1. Д. 734. Л. 2.

[3] О.Ю. Шмидт. Как погиб «Челюскин» и как живут челюскинцы // Полярная правда. - 1934. - 27 марта. - № 73 (2244). - С. 1об.

[4] Гибель «Челюскина» // Полярная правда. - 1934. - 15 февраля. - № 40 (2211). - С. 1.

[5] ГАМО. Ф. Р-996. Оп. 1. Д. 734. Л. 6.

 
100-let-arch
Дорога памяти
Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?