От стройконторы «Севгосрыбтреста» к «Мурманскжилстрою» - путь длиной в век

От стройконторы «Севгосрыбтреста» к «Мурманскжилстрою» - путь длиною в век

Сегодня исполняется 100 лет одной из старейших строительных организаций Мурманска -  тресту «Мурманскжилстрой». Точкой отсчета его истории стало 1 марта 1924 года. Начало большого пути «Мурманскжилстроя» прошло под эгидой Северного государственного рыбопромышленного треста («Севгосрыбтрест») в качестве его строительной конторы.

Одним из первых масштабных проектов, который реализовала стройконтора «Севгосрыбстреста» стало сооружение тралбазы. «Кроме текущей работы, - сообщала Полярная правда 25 июня 1925 года, -  предположено в текущем году приступить к постройке траловой базы в Мурманске, на Варничном мысу. База должна быть рассчитана на одновременную разгрузку пяти траулеров и оборудована холодными складами на 200000 пудов. О целесообразности устройства такой базы именно на Мурмане, не в Архангельске, уже упоминалось в «Полярной правде». Теперь достаточно указать, что за невозможностью производить разгрузку в Мурманске в этот сезон траулерам приходилось делать пробеги в Архангельск, которых вполне можно было избежать. Постройка траловой базы на Мурмане не мало будет способствовать оживлению края, а потому все местные организации должны своим авторитетом поддержать ходатайство «Севгосрыбтреста» о кредитах».[1]

Кроме того, строились жилые дома, угольная база, электростанция на территории порта, подъездные железнодорожные пути, новые деревянные пирсы, судоремонтный и бондарный заводы. В 1930 году был построен 31 дом для рабочих и служащих. Были начаты работы по сооружению Дома культуры, яслей, школы, мортехникума.[2]

Масштабы строительства росли и требовали соответствующего обеспечения кадрами, стройматериалами, транспортом. Например, накануне 1931 года для запланированных работ не хватало 6 тысяч работников. Потребность в специалистах была закрыта только на 40 %. В остром дефиците были лесоматериалы, кирпичи, цемент, арматура.[3] Условия жизни рабочих также оставляли желать лучшего, что бурно обсуждалось ими на собраниях партячейки: «Отсутствуют двойные рамы, кипяток не приготавливается, вокруг бараков не убирается грязь и вода. Заготовка дров не делается, в силу чего плотники таскают хороший материал для отопления», «В жилых бараках отсутствуют плиты, теснота невыносимая, что отражается на здоровье рабочих».[4] Ленинградский областной отдел труда усиленно вербовал рабочих на мурманские стройки в разных регионах страны. Но многие завербованные тут же уезжали обратно из-за плохих условий жизни.[5] Другие же, как со временем обнаруживалось, имели темное прошлое - были дезертирами, ворами, прогульщиками. Их приходилось отправлять обратно.[6] И все работы опять ложились на плечи местных строителей и сезонных рабочих.

Высшее руководство страны возлагало на Кольский полуостров большие надежды, как на богатый ресурсами регион. 27 января 1932 года вышло постановление Совета Народных Комиссаров СССР «О перспективах развития Мурмана и реконструкции Мурманской железной дороги». В постановлении назывались конкретные шаги по развитию Мурманского края. В том числе, был дан призыв к форсированию строительства. В Мурманск были направлены инженерно-технические работники, проектировщики, представители других строительных специальностей. Началось сооружение литейного, механического, котельного, кузнечного цехов и слипа для судоверфи. Застраивался район Жилстроя.

Тогда же, в 1932 году, у строительной организации появилась своя многотиражная газета - «Ударник», освещающая все стороны жизни мурманских строителей, их свершения, победы и проблемы.

В 1930-х годах строительная организация несколько раз претерпела структурные изменения. Так, например, в 1932 - 1934 годах она функционировала как контора «Мурснабстрой»[7], а в мае 1936 года на ее базе был образован государственный строительный трест «Мурманпищестрой».[8]

Темпы стройки росли. В 1930-е годы вступила в эксплуатацию Мурманская ТЭЦ, началось строительство многоэтажных каменных домов, были сооружены Дом междурейсового отдыха моряков Тралового флота, сданы в эксплуатацию Дом культуры, городской водопровод, хлебозавод, здание морского техникума и тысячи квадратных метров жилой площади.[9] Строительство Дома междурейсового отдыха подробно освещалось в прессе: «Пришедший с моря или находящийся в резерве и не имеющий квартиры моряк Тралфлота сможет получить на время комнату, пожить в ней за время междурейсовой стоянки своего траулера и отдохнуть. . Здесь будут находиться комнаты отдыха, библиотека, читальня, спортзал, бильярдная, комнаты для кружковой работы и др. В «хвостовой» части расположены кухня и столовая. В этом доме будет находиться все то, что необходимо для уютного, хорошего, культурного отдыха стахановцев тралового флота. В специальном бассейне можно будет круглый год купаться».[10]

К концу 1930-х годов возникла необходимость в расширении судоверфи. Начальником ее строительства Виктором Федоровичем Гировским и работниками производственно-технического отдела «Мурманпищестроя» был разработан генеральный план реконструкции. Виктор Федорович вспоминал впоследствии, как заместитель председателя Совета Министров СССР Анастас Иванович Микоян знакомился с его проектом: «Это был, пожалуй, один из самых волнующих моментов моей жизни. Дело происходило в ночь с 3 на 4 ноября 1937 года в кабинете временно работавшего наркомом пищевой промышленности СССР Гилинского. . Приехал и вошел в кабинет А.И. Микоян в своей черной гимнастерке и с неизменным синим карандашом в руке. . С волнением стал я расстилать по столу свою огромную кальку, лихорадочно думая о том, с чего начать свой рассказ. И я его начал с самого трудного для себя вопроса - с отданного мною распоряжения производить забивку свай по новому варианту генплана. А.И. Микоян очень внимательно и в начале несколько недоверчиво слушал меня. По его требованию принесли утвержденный генплан, и он начал его сопоставлять с предлагаемым нами вариантом.

Прекрасно разбираясь в проектных материалах, А.И. Микоян, не взирая на отчаянное сопротивление работников «Пищепромпроекта», принял все наши предложения, своим синим карандашом перечеркнул свою утвердительную надпись на прежнем генеральном плане и утвердил новый проект генплана, основательно разругав при этом проектировщиков. Произведенные в Наркомате подсчеты подтвердили, что наши предложения, принятые А.И. Микояном, дали государству экономию в сумме 2,2 миллиона рублей».[11]

В сентябре 1939 года трест сменил название и стал «Мурманрыбстроем».[12] Руководил им в ту пору Андрей Петрович Савелов. Через год его сменил Дмитрий Александрович Романов.[13]

К началу 1940-х годов «Мурманрыбстрой» представлял собой крупную строительную организацию. Трест располагал собственными, хорошо оборудованными механической и столярной мастерскими, бетонным заводом, имел песчано-гравийный карьер, в котором работало три экскаватора. В автопарке предприятия насчитывалось 80 машин, из них 20 пятитонных самосвалов. В гужевом парке насчитывалось свыше ста лошадей. Улучшилось положение и с кадрами - около половины всех рабочих треста были хорошими специалистами, проработавшими на предприятии свыше двух лет. Стал постоянным и состав инженерно-технических работников.[14]

В 1941 году большинство работников треста ушли воевать на фронт. Транспорт, оборудование, инструменты были переданы «Оборонстрою». «Мурманрыбстрой», точнее оставшаяся от него небольшая группа сотрудников, был переведен в Архангельск. Перед ним теперь стояли задачи по строительству жилья для эвакуированных в город на северной Двине, а также объектов для предприятий «Главсеврыбпрома», «Главрыбосудостроя» и «Главрыбтары». К началу 1943 года, в соответствии с приказом Народного комиссариата рыбной промышленности СССР, при тресте были организованы стройплощадки в Мурманске и Нарьян-Маре. Немного позднее появилась еще площадка в Шойне.[15] [16]

С началом работ в Архангельске трест работал без всякой материально-технической базы - его работникам были выделены всего лишь 13 электродрелей и несколько электропил. Из-за отсутствия машин строительный материал доставлялся к местам строительства вручную. Гвозди изготавливали сами рабочие из проволоки либо вытаскивались из старых балок и досок. К августу 1943 года положение изменилось в лучшую сторону - были выделены лошади и автомобили. С этого же времени, по требованию Народного комиссариата рыбной промышленности (Наркомрыбпрома) СССР, строить приходилось, главным образом, жилые дома.[17]

Хуже всего дело обстояло с кадрами. 70-90% (количество менялось в зависимости от площадки) рабочих составляли женщины. Остальные - мужчины, не пригодные по здоровью к отправке на  фронт и подростки. В большинстве своем работники были не обучены и без опыта в строительстве. По возможности, руководство треста отправляло  новичков на учебу в школу ФЗО.[18] Все эти проблемы, безусловно, сказывались на производительности труда. Чтобы компенсировать отставание от плана, с июня по октябрь 1943 года вводился 10-ти и 11-ти часовой рабочий день.[19]

Постановлением Совета народных комиссаров СССР и приказом Наркомрыбпрома СССР от 18 мая 1944 года трест «Мурманрыбстрой» был переведен обратно в Мурманск. Перед ним стояли масштабные задачи - восстановление промышленных объектов, жилых домов, объектов культурно-бытового назначения, разрушенных в ходе немецких бомбежек, и строительство новых зданий. В кратчайшие сроки были обследованы территории, определен объем разрушений, разработаны планы и проекты по восстановлению Мурманска.[20] После чего работники «Мурманрыбстроя» взялись за дело.

В 1944-1945 годы главные усилия строителей были направлены на восстановление разрушенных домов. В 1946 году началось массовое возведение деревянных домов, а 1947 год был ознаменован переходом на каменное строительство.

В основном, хоть и не без сложностей, «Мурманрыбстрой» справлялся с поставленными задачами. В 1947 году в тресте насчитывалось 374 рабочих, которые за год выполнили по 20-25 месячных норм. В 1948 году коллектив трудился также успешно, что было отмечено А.И. Микояном: «Поздравляю коллектив треста «Мурманрыбстрой» с достойным выполнением годовой программы строительства предприятий рыбной промышленности Мурманска. . Желаю коллективу треста успехов в дальнейшей работе».[21]

Постепенно восстановительный период закончился. Следующий, 1949 год стал периодом благоустройства Мурманска. Прокладка ливневой канализации, тепломагистралей, устройство булыжной мостовой на проспекте Ленина. Оставался план и на строительно-монтажные работы.

В дальнейшем главной задачей работников треста стало возведение жилья. Что, со временем, нашло отражение и в новом названии организации. 30 октября 1961 года трест «Мурманрыбстрой» был переименован в строительно-монтажный трест «Мурманжилстрой»[22], а еще позже - 18 февраля 1964 года - в трест «Мурманскжилстрой».[23]

 

Документы треста «Мурманскжилстрой» и его предшественников за 1936 - 2011 годы хранятся в Государственном архиве Мурманской области в объеме 3507 дел. Среди них приказы по основной деятельности, протоколы коллегиальных органов, планы, отчеты и многое другое. Ознакомиться с архивными документами фонда Р-535 можно в читальном зале архива по адресу: г. Мурманск, ул. Карла Либкнехта, д. 35. Телефон для записи: 42-06-93.

Изучить состав документов фонда, заказать дела для работы в читальном зале архива можно через нашу автоматизированную информационную систему по документам архивного фонда Мурманской области:  https://aisdafmo.gov-murman.ru

Ведущий архивист А.В. Алмазова

 

[1] Э.Ю. Работа Севгосрыбтреста // Полярная правда. - 1925. - 25 июня. - № 73. - С. 3.

[2] ГАМО. Ф. П-47. Оп. 1. Д. 57. Л. 24.

[3] ГАМО. Ф. П-2. Оп 1. Д. 325. Л. 28.

[4] ГАМО. Ф. П-47. Оп. 1. Д. 57. Л. 31.

[5] ГАМО. Ф. П-47. Оп. 1. Д. 57. Л. 24.

[6] ГАМО. Ф. Р-185. Оп. 1. Д. 11. Л. 58, 58 об.

[7] Белоусов В. С. Им памятником стали города: очерки истории строительной отрасли Мурманской области. Мурманск: изд-во «Опимах», 2019. С. 16.

[8] ГАМО. Ф. Р-535. Оп. 1. Д. 1. Л. 128-133.

[9] ГАМО. Ф. Р-996. Оп. 1. Д. 15. Л. 7.

[10] Прораб Ошерович. Дом междурейсового отдыха // Ударник. - 1936. - 17 августа. - № 39 (248). - С. 2 об.

[11] ГАМО. Ф. Р-1554. Оп. 1. Д. 283. Л. 3-5.

[12] ГАМО. Ф. Р-664. Оп. 3. Д. 76. Л. 28.

[13] ГАМО. Ф. Р-904. Оп. 1. Д. 36. Л. 69.

[14] ГАМО. Ф. Р-535. Оп. 1. Д. 22. Л. 89-90.

[15] ГАМО. Ф. Р-535. Оп. 1. Д. 23. Л. 5-6, 17.

[16] Шойна - село в Заполярном районе Ненецкого автономного округа России.

[17] ГАМО. Ф. Р-535. Оп. 1. Д. 23. Л. 11-13,25.

[18] ФЗО - школа фабрично-заводского обучения.

[19] ГАМО. Ф. Р-535. Оп. 1. Д. 23. Л. 32.

[20] ГАМО. Ф. Р-535. Оп. 1. Д. 22.

[21] ГАМО. Ф. Р-904. Оп. 1. Д. 36. Л. 42.

[22] ГАМО. Ф. Р-902. Оп. 1. Д. 214. Л. 190.

[23] ГАМО. Ф. Р-1029. Оп. 1. Д. 53. Л. 132, 133.

Строительство Мурманской судоверфи. [Не ранее 1928 г.]. Автор не установлен.
ГАМО. Ф. П-102. Оп. 1. Д. 36. Л. 18.
Финансовый отчет по строительству в Мурманском округе за 1926 – 1928 гг. 1928 г. ГАМО. Ф. Р-162. Оп. 1. Д. 134. Л. 31.
Двухэтажные деревянные жилые дома. 1933 г. Автор не установлен.
ГАМО. Ф. Р-1310. Д. 1440.
Сотрудники «Мурснабстроя». Слева направо: профорг Амосов, начальник работ Белавин, парторг Цветков. [1933-1934 гг.]. Автор не установлен.
ГАМО. Ф. 1310. Д. 533. Л. 11.
Административно-технический персонал 5-го участка «Мурснабстроя». [1933-1934 гг.]. Автор не установлен.
ГАМО. Ф. 1310. Д. 533. Л. 11.
Сотрудники «Мурснабстроя». [1933-1934 гг.]. Автор не установлен.
ГАМО. Ф. 1310. Д. 533. Л. 11.
Открытое письмо рабочих «Мурснабстроя» Народному комиссару пищевой промышленности А.И. Микояну об успехах в строительстве в 1934 году.
ГАМО. Ф. П-2. Оп. 1. Д. 581. Л. 78 - 79.
Открытое письмо рабочих «Мурснабстроя» Народному комиссару пищевой промышленности А.И. Микояну об успехах в строительстве в 1934 году.
ГАМО. Ф. П-2. Оп. 1. Д. 581. Л. 78 - 79.
Постановление бюро Мурманского окружком и горкома ВКП(б) от 14 августа 1935 г. «О реализации постановления Леноблисполкома от 26 июля 1935 года о ходе жилищно-коммунального строительства в г. Мурманске».
ГАМО. Ф. П-2. Оп. 1. Д. 754. Л. 22-23.
Постановление бюро Мурманского окружком и горкома ВКП(б) от 14 августа 1935 г. «О реализации постановления Леноблисполкома от 26 июля 1935 года о ходе жилищно-коммунального строительства в г. Мурманске».
ГАМО. Ф. П-2. Оп. 1. Д. 754. Л. 22-23.
Статья прораба Ошеровича. Дом междурейсового отдыха // Ударник. – 1936. – 17 августа. - № 39 (248). – С. 2 об.
Распоряжение Народного комиссариата рыбной промышленности СССР о плане мероприятий по определению работ для восстановления зданий и сооружений Наркомрыбпрома СССР. 7 октября 1943 г.
ГАМО. Ф. Р-535. Оп. 1. Д. 2. Л. 5-6.
Распоряжение Народного комиссариата рыбной промышленности СССР о плане мероприятий по определению работ для восстановления зданий и сооружений Наркомрыбпрома СССР. 7 октября 1943 г.
ГАМО. Ф. Р-535. Оп. 1. Д. 2. Л. 5-6.
Из объяснительной записки к отчету за первое полугодие 1947 года треста «Мурманрыбстрой» - сдача площади в эксплуатацию. 1947 год.
ГАМО. Ф. Р-535. Оп. 1. Д.77. Л. 125-126.
Из объяснительной записки к отчету за первое полугодие 1947 года треста «Мурманрыбстрой» - сдача площади в эксплуатацию. 1947 год.
ГАМО. Ф. Р-535. Оп. 1. Д.77. Л. 125-126.
Район Жилстрой. Июль 1949 г. ГАМО. Ф. Р-1310. Д. 1529.
Воспоминания начальника строительства Мурманской судоверфи В.Ф. Гировского о встрече с А.И. Микояном в 1937 году для утверждения генплана судоверфи. 1 апреля 1969 г.
ГАМО. Ф. Р-1554. Оп. 1. Д. 283. Л. 3-5.
Воспоминания начальника строительства Мурманской судоверфи В.Ф. Гировского о встрече с А.И. Микояном в 1937 году для утверждения генплана судоверфи. 1 апреля 1969 г.
ГАМО. Ф. Р-1554. Оп. 1. Д. 283. Л. 3-5.
Воспоминания начальника строительства Мурманской судоверфи В.Ф. Гировского о встрече с А.И. Микояном в 1937 году для утверждения генплана судоверфи. 1 апреля 1969 г.
ГАМО. Ф. Р-1554. Оп. 1. Д. 283. Л. 3-5.

 

 


 
100-let-arch
Дорога памяти
Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?

xvideo indian gay pornoko.net kolkata sonagachi blue film
سكس مصرى رومانسى wapoz.info اجمل شراميط
منتديات الظلام kobiiys.com نيك مؤخرات كبيرة
yuri hentai galleries manga-hentai.net gal gohan hentai
xxx videos kannada xixtube.info free porn tube indian
gonzo sex lalatube.mobi firstnightvideo
indian hot sexy vedio bigassporntrends.com xxx indin video com
servent xnxx xxxbunker.mobi sex vedios
xnxxbest manytubeporn.mobi local sex videos indian
さとう遥希 動画 javsextube.com 277dcv-107
تبادل الزوجات سكس hardpornx.net بعبصة متحركة
xnxx videis pakistaniporntv.com jokes on bf
mallusexvideos tubster.info kareena kapoor sarees
xnxxvieo videoxsearch.mobi www.xvidvideocodecs.com india express login
irene wan ganstavideos.com lokel xxx