Мурманское морское пароходство
История мореплавания на Крайнем Севере Руси уходит в глубь веков. Морской путь вокруг Кольского полуострова освоили русские мореплаватели для торговли со Скандинавскими и западноевропейскими странами. Деревянные поморские суда достигали и Новой Земли, и Шпицбергена, ходили в низовья Оби. В 19 веке на смену парусному флоту пришли паровые суда.
В 1870 г. было учреждено первое на Севере Товарищество Беломорско-Мурманского срочного пароходства, преобразованное в 1875 г. в Товарищество Архангельско-Мурманского срочного пароходства.
В 1918 г. торговый флот России был национализирован. В 1922 г. в Мурманске были открыты Мурманские морские агентства Северного и Балтийского пароходств Госторгфлота. С образованием акционерного общества «Советский торговый флот» в 1924 г. было создано Мурманское агентство Северной главной конторы Совторгфлота (с 1931 г. Народного комиссариата водного транспорта), которое обслуживало суда Северного государственного морского пароходства и других пароходств. Мурманское морское агентство обслуживало суда загранплавания Наркомвода, каботажных грузопассажирских линий, ледокольный флот зверобойных промыслов, суда Карских экспедиций. В 1934 г. функции агентства были переданы Мурманскому морскому торговому порту. Развитию порта способствовали бурный рост экономики Мурмана и активное освоение Северного морского пути.
Мурманск сыграл особую роль в деле освоения Арктики и Северного морского пути, являясь базой для снаряжения многих полярных экспедиций. В декабре 1932 г. было создано Главное управление Северного морского пути, в Мурманске организовано отделение (позднее территориальное управление) Главсерморпути. В 1938 г. было создано Мурманское государственное морское арктическое пароходство Севморпути, в задачи которого входило обеспечение завоза необходимых грузов в пункты на побережье Ледовитого океана и полярные станции. В состав ледокольно-транспортного флота пароходства вошли ледоколы «Ермак», «И. Сталин», «Ленин», «Ф. Литке», а также ледокольные пароходы «Г. Седов», «В. Русанов», «А. Сибиряков», «Садко», «Малыгин», «Таймыр», «Мурман», несколько транспортов и др. судов. С началом Великой Отечественной войны почти весь флот Мурманского арктического пароходства был передан Архангельскому арктическому пароходству и Северному флоту.
В предвоенные годы в Мурманский порт доставляли лес из Игарки и беломорских портов, строительные материалы и оборудование, шпицбергенский, печерский, норильский уголь. Увеличились пассажирские перевозки. Рос объем экспортно-импортных операций Мурманского порта.
Назрела необходимость создания транспортного флота, приписанного к Мурманску.
В сентябре 1939 г. было организовано Мурманское государственное морское сухогрузное и пассажирское пароходство Наркомата морского флота СССР. Новому пароходству были переданы из Балтийского государственного морского пароходства суда «Унжа», «Мста», «Шелонь», «А. Марти», «Спартак», «Вишера», «Кама», «Эльтон» и из Северного государственного морского пароходства суда «Пролетарий», «Герцен», «Субботник», «Сосновец», затем ряд других судов. В 1940 г. Мурманское пароходство насчитывало 37 судов. В период советско-финляндской войны суда Мурманского морского пароходства участвовали в обеспечении воинских перевозок.
В годы Великой Отечественной войны Мурманск являлся одним из главных путей, по которому в нашу страну доставлялось военное снаряжение и продовольствие от союзников по антигитлеровской коалиции. В числе судов, вошедших в состав первых караванов в январе 1942 г., были суда Мурманского пароходства "Старый большевик" и "Ижора". К началу 1942 г. флот Мурманского пароходства состоял из 30 судов, из них 17 участвовали в загранрейсах. Это пароходы "Старый большевик", "Севзаплес", "Клара Цеткин", "Циолковский", "Двинолес", "Кузнец Лесов", "Чернышевский", "Щорс", "Алма-Ата", "Ижора", "Ильмень", "Правда", "Пинега", "Шелонь", "Куйбышев", "Узбекистан", "Моссовет". Многие суда и члены их экипажей погибли, выполняя свою работу. Так в 1942 г. был потоплен немецким линкором "Тирпиц" пароход "Ижора", шедший из Мурманска в Англию с грузом леса и отставший от каравана, погиб теплоход "Циолковский", груженый лесом и следовавший в составе конвоя в Англию. Список погибших в 1942 г. судов пароходства пополнили пароходы "Субботник", "Куйбышев", "Щорс", "Сухона" и другие. Далеко не всегда торговые суда становились легкой добычей противника. Экипажи пароходов вступали в бой с кораблями и подлодками, отражали атаки самолетов, самоотверженно боролись за спасение судна и груза.
После окончания войны на плаву остались только 3 судна пароходства: «Спартак», «Сосновец» и «Мурманск». В послевоенные годы флот пароходства пополнили суда «С. Перовская», «Кама», «Лигово», сухогрузные пароходы «Бухара», «Карамзин», «Ловать», «Селенга», «Мста», «Зоя Космодемьянская», транспорты типа «Либерти» «А. Суворов», «Сталинабад» и «Тунгус», грузопассажирские пароходы «Державин», «Вологда», «Ястреб», «Репин» и другие. К концу 1940-х годов флот пароходства был, в основном, восстановлен.
В 1953 г. Мурманское морское пароходство было объединено с Архангельским арктическим пароходством и Мурманской конторой Главсевморпути и стало называться Мурманским государственным морским арктическим пароходством. Пароходство подчинялось Главному управлению Севморпути, которое находилось в подчинении Министерства морского и речного флота СССР. Пароходству был передан ряд ледоколов, в том числе «И. Сталин», «Ермак», «Ленин», «Ф. Литке», ледокольные пароходы «Г. Седов», «Дежнёв», «С. Леваневский, «Прончищев», «В Русанов», танкер «Ненец» и другие.
Флот пароходства активно пополнялся судами нового типа, имеющими корпус усиленного ледового класса для арктического плавания и мощную дизель-электрическую силовую установку. Первое судно такого класса дизель-электроход «Лена» вошло в состав пароходства в 1954 г., следующими стали дизель-электроходы «Объ» и «Енисей». Суда принципиально нового типа позволяли повысить скорость доставки грузов, снизить себестоимость перевозок. В первых же рейсах дизель-электроход «Лена» установил рекорд, совершив первый в истории Северного морского пути двойной сквозной рейс с грузами для арктических портов. В 1955 г. пароходство получило первый дизель-электрический ледокол «Капитан Белоусов», в следующем году - второй - «Капитан Воронин». В 1956 г. вступил в строй дизель-электроход «ДнепроГЭС» - первый серийный транспорт отечественной постройки, предназначенный для арктических плаваний. В последующие годы флот пароходства заметно пополнился, в том числе судами новой серии транспортных дизель-электроходов, углерудовозами, буксирными пароходами. Транспортный флот пароходства осуществлял рейсы в Центральную и Южную Америку, в Юго-восточную Азию, Австралию.
Пятидесятые годы отмечены многими достижениями экипажей судов пароходства. В 1955 г. ледокольный пароход «Ф. Литке», находясь в составе высокоширотной экспедиции достиг самой северной точки, к которой приближалось когда-либо морское судно в свободном плавании, в 1957 г. новый рекорд высокоширотного плавания установил дизель-электроход «Лена». В 1957 г. впервые была открыта экспрессная арктическая пассажирская линия Архангельск-Певек. В 1958 г. пароходство открыло грузовую линию, включающую порты Балтики и Шпицберген.
В конце пятидесятых годов произошло событие, оказавшее большое влияние на дальнейшее освоение Арктики: в Ленинграде был построен первый в мире атомный ледокол «Ленин», который в 1960 г. прибыл в порт приписки - Мурманск. Первым капитаном нового ледового исполина стал П.А. Пономарев. Арктическая навигация 1960 г. ознаменовала начало новой эпохи в освоении арктических морей. В 1961 г. атомный ледокол «Ленин» совершил сверхпоздний ледовый рейс для организации дрейфующей станции «Северный полюс -10».
В 1960-е годы пароходство пережило реорганизацию. В 1964 г. Мурманское государственное морское арктическое пароходство было объединено с Северным государственным морским пароходством и на их базе создано Северное морское пароходство (г. Архангельск). В Мурманске было организовано Управление арктического и ледокольного флота Северного морского пароходства. Уже в 1967 г. в целях улучшения обеспечения все возрастающего объема арктических перевозок, ликвидации многоступенчатости в управлении флотом Управление арктического и ледокольного флота Северного морского пароходства было выделено из состава Северного морского пароходства и на его базе создано Мурманское морское пароходство, подчиненное Министерству морского флота СССР.
В 1960-е годы ледокольно-транспортный флот Мурманского пароходства продолжал обновляться. В его состав вошли серии рудовозов типа «Дорогобуж»: «Доброполье», «Дагестан», «Дудинка», «Дашава» и другие, суда-снабженцы, несколько модернизированных «Пионеров». Вступили в строй ледоколы «Москва», «Ленинград», «Киев», «Мурманск».
В 1960-е гг. флот Мурманского пароходства добился новых успехов. В 1965 г. была открыта зимняя Северо-Атлантическая линия между портами Западной Европы и Канады, получившая официальное наименование Арктик-Лайн. Первыми судами, проложившими эту трассу, стали дизельэлектроходы «ВолховГЭС», «Индигирка» и «Лена», прибывшие в Монреаль в январе. Транспортные суда начали активные перевозки на линии Мурманск-Куба, Ленинград-Куба. В 1966 г. теплоходом «Вацлав Воровский» была открыта арктическая круизная линия. В 1967 г. теплоход «Нововоронеж» в рекордно-короткое время прошел с грузом по Северному морскому пути по маршруту Гамбург - Япония - Мурманск. В 1969 г. открыта регулярная грузовая линия Мурманск-Дудинка - Мурманск.
В 1970-е гг. флот пополнился новыми атомными ледоколами. Вступили в строй атомный ледокол второго поколения «Арктика» и атомный ледокол «Сибирь». В состав флота были приняты рудовоз-контейнеровоз усиленного ледового класса теплоход «Дмитрий Донской» и 27 современных судов ледового класса. Атомные ледоколы вписали новую страницу в историю освоения Арктики. В 1977 г. впервые в истории надводный корабль - атомоход «Арктика» - в свободном плавании достиг Северного полюса. В 1978 г. атомоход «Сибирь» совершил рейс по проводке из Мурманска в Магадан транспортного судна высокоширотным вариантом Северного морского пути и по организации дрейфующей станции «Северный полюс-24».
В начале семидесятых была значительно продлена арктическая навигация. Дизельэлектроходы «Гижига», «Лена», «Индигирка», «КуйбышевГЭС», «ВолховГЭС» и другие приходили с грузом руды и продукции Норильского горно-металлургического комбината в Мурманск уже в декабре и даже в январе. Их проводку обеспечивали атомоход «Ленин», дизель-электрические ледоколы «Мурманск», «Капитан Белоусов», «Капитан Воронин», «Капитан Мелехов». С 1978 г. навигация на линии Мурманск-Дудинка стала круглогодичной.
Наибольшего успеха в своем развитии пароходство достигло в середине 1980-х годов. В тот период в составе флота пароходства работали до 80 судов различных классов и назначений. В эксплуатации находились 7 атомных ледоколов и один атомный лихтеровоз-контейнеровоз, 5 дизель-электрических ледоколов, 9 мощных современных транспортов высшего ледового класса типа «Норильск», 3 дизель-электрических транспорта типа «Ангуэма», 25 рудовозов-контейнеровозов типа «Дмитрий Донской» и «Михаил Стрекаловский», 2 рудовоза типа «Звенигород», 3 лесовоза типа «Пионер Белоруссии», 12 транспортов - арктических снабженцев типа «Пионер», 5 пассажирских, 2 спасательных, несколько вспомогательных судов. Этот флот обеспечивал каботажные, внешнеторговые и арктические перевозки. Суда типа «Михаил Стрекаловский», имеющие собственные погрузочные средства, успешно осуществляли перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов, строительных конструкций, автотехники и различных материалов для строившихся нефтегазовых предприятий на Ямале и в Обской губе с выгрузкой в зимний период на ледовые припаи необорудованных арктических берегов.
С конца 1990-х годов Мурманское морское пароходство приступило к осуществлению морских перевозок углеводородного сырья с месторождений Севера Российской Федерации - Варандея, Колгуева, Приобских месторождений, Якутии.
В настоящее время флот акционерного общества «Мурманское морское пароходство» обеспечивает до 40 процентов грузоперевозок под российским флагом, выполняет до 80 процентов грузоперевозок на трассах Северного морского пути. Пароходство обеспечивает эксплуатацию единственного в мире атомного ледокольного флота, управление которым доверено ему государством. Пароходство планомерно обновляет свой транспортный флот за счет модернизации старых и строительства новых судов.
Особое внимание уделяется нефтеналивным перевозкам. На танкерах Компании вывозится нефть и нефтепродукты из портов Персидского залива, Белого моря, Мурманска, Санкт-Петербурга, Калининграда, стран Балтии в порты Японии, Китая, США, Западной Европы.
В течение десятилетий свои силы, знания, опыт отдают пароходству многие тысячи его работников, руководящих и рядовых, всех перечислить невозможно. Но это именно их трудом обеспечивались все достижения и успехи пароходства.
< Предыдущая |
---|