К 70-летию создания управления сельдяного промысла «Мурмансельдь»

К 70-летию создания управления сельдяного промысла «Мурмансельдь»

Управление сельдяного промысла «Мурмансельдь» было создано во исполнение распоряжения Совета Министров СССР от 26 апреля 1949 года № 5816-Р и на основании приказа Министерства рыбной промышленности СССР от 29 сентября 1949 года № 713. Вновь созданное управление сельдяного промысла «Мурмансельдь» находилось в непосредственном подчинении Мурманского государственного объединения «Мурманрыба».

Предприятие было создано в целях развития активного промысла сельди в Печенгском заливе Кольского полуострова, в Баренцевом море, у острова Шпицберген и базирования в Печенге экспедиции по добыче сельди в районе Исландии. В том числе для выкупа, обработки, сбыта сельди и других рыбных богатств указанных районов, а также для эксплуатации различных сопутствующих рыбному промыслу предприятий.[1] В 1952 году предприятие стало Управлением сельдяного флота «Мурмансельдь».  Позднее, в 1956 году, в задачи Управления сельдяного флота «Мурмансельдь» были включены добыча сельди в Атлантическом и Северном Ледовитом океанах и приемка сельди плавучими базами в районах промысла.

Возглавил вновь созданное предприятие Илья Иванович Дугладзе. Родился он 15 августа 1903 в городе Поти, Грузия. В 1929 году поступил на судоводительский факультет Морского техникума в городе Одесса, по окончании которого получил профессию штурман малого плавания. В 1936 году окончил судоводительский факультет Политехникума в Ростове-на-Дону. Получив профессию штурман дальнего плавания, был направлен в Траловый флот «Мурманрыба», с 1936 по 1939 год работал капитаном рыболовного траулера Тралфлота. С 1939 по 1945 год служил в рядах Военно-морского флота в должности командира корабля (в т. ч. тральщика Т‑887 (РТ‑46 «Лосось»)), обеспечивая проводку конвоев. После завершения военных действий вернулся в Траловый флот. За годы работы проявил себя как профессионал промыслового и судоводительского дела.

К началу 1950 года управление «Мурмансельдь» имело в своем составе 16 рыболовных судов, базу в Тюва-Губе (причалы, сетевязальная мастерская, два склада орудий лова, промснаряжения и материалов, электростанция, жилищное хозяйство), рыбозавод в Сайда-Губе, материальный склад в Мурманске, при этом административно-управленческий аппарат составлял всего 16 человек.[2] Сложностей в работе молодой организации было много - это и нехватка квалифицированных кадров для плавсостава, и острый недостаток капитанов - промысловиков, и неудовлетворительное техническое состояние промыслового флота. Несмотря на то, что производственный план не соответствовал реальному положению дел, коллектив управления «Мурмансельди» не пасовал перед трудностями и делал всё возможное для достижения высоких результатов в труде.

В пятидесятых годах наболевшим вопросом для всех жителей Мурманска была нехватка жилого фонда. О том, насколько остро стоял этот вопрос для работников «Мурмансельди», можно судить, например, по письму от 05.05.1955, адресованному Министру рыбной промышленности: «Управление «Мурмансельдь» вынуждено ещё раз обратиться к Вам по вопросу выделения жилфонда для плавсостава сельдяного флота, т.к. ответ начальника Главмурманрыбпрома ... не даёт ясности.

Сельдяной флот сравнительно молодая рыбохозяйственная организация и поэтому, при организации её, своего жилфонда не имела. По состоянию на 1-е мая с.г. флот имеет 137 единиц промысловых СРТ и пловучих (так в документе) баз с общим количеством плавсостава и береговых работников - 5191 чел. Из этого числа личного состава свыше 1700 семей не имеют жилплощади (живут на частных квартирах, «в углах», на кухнях, вне области), из них 280 семей просят увеличения жилплощади.

В 1953 году по коллективному договору Главмурманрыбпром должен был выделить Управлению Мурмансельдь 2005 м², получено же всего 1004 м² жилплощади.

В 1954 году из 2250 м² жилплощади, намеченных по коллективному договору, получено лишь 1182 м², из них 20 комнат в деревянных домах.

Главмурманрыбпром обещал выделить в 1954 году в домах 7 и 8 по ул. Рыбный проезд для моряков сельдяного флота 1450 м² жилплощади, а выделил только 613 м² или 42 комнаты ...

В полученный за 1953-54 гг. жилфонд и в счет переселения вселена 181 семья...

Учитывая острую нужду плавсостава сельдяного флота в жилплощади, прошу Вас дать указание о выделении Главком сельдяному флоту не менее 16 тыс. м² жилплощади из числа 170 тыс. м², получаемой Главком в 1955 году от строительных организаций»[3].

Несмотря на трудности с жильем, руководители Главмурманрыбпрома позаботились о детях рыбаков - 30 марта 1954 года  был открыт детсад №17, находящийся на Ледовом озере.[4]

Необходимо отметить, что в рядах работников «Мурмансельди» трудился легендарный капитан Андрей Яковлевич Маклаков. Он предложил для судов типа СРТ конструкцию 23-метрового трескового трала, которая применялась с 1949 года, за что был премирован в 1953 году.[5] Как опытного капитана его включали в комиссии по проверке различного рыболовецкого оборудования.

В 1953 году на баланс управления «Мурмансельдь» был передан пансионат «Рыбак Заполярья» в городе Сочи, чтобы рыбаки могли поправить здоровье и набраться сил на знаменитом курорте.

Важным событием в жизни предприятия стала передача ему плавмастерской «Резец»  согласно приказа «Главмурманрыбпрома» от 19 марта 1957 года № 35.

Миллионный вылов сельди был достигнут к 1960 году. Этому знаковому событию в истории учреждения, в том числе, способствовало улучшение работы промысловой разведки: «В апреле 1958 года постановлением Мурманского совнархоза организована группа перспективной Североатлантической сельдяной разведки и объединена с Мурманской Промысловой разведкой (Промразведкой) донных рыб в единое структурное подразделение Управления рыбной промышленности. Этим же постановлением, Промысловая разведка передана в оперативное подчинение ПИНРО. Указанное предприятие дало возможность: координировать работу поискового и исследовательского флотов, более полно использовать суда разведки для сбора ихтиологических материалов, укрепило связи Промразведки и научного состава лабораторий института, систематически совместно с институтом анализировать работу промыслового флота и условия промысла.

Совместная работа Промразведки и Института позволила продуманно и углублённо, с использованием всех средств института и разведки лучше организовать поисково-исследовательские работы...».[6]

В 1963 году были утверждены комсомольско-молодёжных экипажи судов Сельдяного флота «Мурмансельдь». В документе отмечалось, что они добивались наибольшего вылова.[7]

Организация постепенно расширялась, главное управление «Севрыба» с 01.01.1964 передало управлению сельдяного флота «Мурмансельдь» промысловый и поисковый флот управления морского лова и суда, арендуемые колхозами, сетевязальные мастерские в Порт-Владимире и Териберке, Териберкские судоремонтные мастерские со всеми производственными зданиями, жилым фондом и помещениями культурно-бытового назначения. Также были переданы склады орудий лова, вешала (столбы или жерди с поперечными перекладинами, предназначенные для развешивания и сушки сетей, рыбы) рыбозаводов и причал №19 в п. Лодейное, а также склад материалов в г. Мурманске.

Необходимо упомянуть, что весь трудовой коллектив управления «Мурмансельди» постоянно боролся за увеличение вылова и повышение качества продукции. Очень часто рядовые работники выступали с рационализаторскими предложениями, результаты которых, после тестирования, внедрялись в рабочий процесс.

Приказом главного управления «Севрыба» от 2 октября 1975 года № 198 управление сельдяного флота «Мурмансельдь» переименовано в Мурманское управление рыболовного флота. Затем приказом ВРПО «Севрыба» от 12.11.1976 №1 на базе Мурманского управления рыболовного флота образовано Мурманское производственное объединение рыбной промышленности «Мурманрыбпром», которое с 1 января 1977 года находилось в непосредственном подчинении ВРПО «Севрыба».

Главными задачами переименованного предприятия стали развитие и совершенствование производства в целях удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в выпускаемой рыбной продукции, добыча рыбы и морепродуктов в водах Мирового океана, производство и реализация пищевой и технической рыбопродукции, а также полуфабрикатов. Деятельность «Мурманрыбпрома» включала в себя развитие рыболовства в прибрежной зоне, а также в водоемах Мурманской области за счет осуществления рыбоводно-акклиматизационных мероприятий. В функции предприятия входило способствование развитию и проведению научных и экспериментальных работ по развитию и выращиванию радужной форели, семги и других видов рыб в водоемах Мурманской области.

Производственное объединение «Мурманрыбпром» до 1991 года находилось в подчинении Всесоюзного Рыбопромышленного Производственного Объединения «Севрыба» (ВРПО «Севрыба»). В задачи предприятия входили добыча рыбы и морепродуктов в водах Мирового океана, прибрежной зоне и внутренних водоёмах Мурманской области, производство и реализация пищевой и технической рыбопродукции, техническая эксплуатация флота, судоремонт. [8]

В 1992 году Производственное объединение «Мурманрыбпром» преобразовано в Акционерное общество открытого типа «Мурманрыбпром», в 1996 году АООТ «Мурманрыбпром» перерегистрировано в Открытое акционерное общество «Мурманрыбпром».

В 1997 году ОАО «Мурманрыбпром» выступило учредителем ЗАО «Рыбпром-2», ЗАО «Рыбпром-3». В 1998 году были созданы дочерние предприятия «Мурманрыбфлот-2» и «Мурмансельдь-2». В связи с сокращением количества судов и объемов производства, финансовое положение предприятия ухудшалось. Предприятие ОАО «Мурманрыбпром» было ликвидировано 29.12.2009.[9]

 

 

Н.А. Дмитрук



[1] ГАМО Ф. Р-941. Оп. 1. Д. 1. Л. 4

[2] ГАМО Ф.П-1. Оп. 4. Д. 124. Л.1

 

[3] Ф. П-1 Оп.5 Д. 502 ЛЛ.128-129

[4] Ф. Р-941. Оп. 1 Д. 17 Л.295

[5] Ф. Р-941. Оп. 1 Д. 12 Л.37

[6] Ф. Р-941. Оп. 1 Д. 78 Л.1

[7] Ф. Р-941. Оп. 1 Д. 157 Л.133

[8] Ф. Р-941 Оп. № 1 Историческая справка

[9] Ф. Р-1425 Оп. № 1 Историческая справка

Управление

Управление "Мурмансельдь". Первая рефрижераторная база «Памяти Кирова» на промысле. ГАМО. Ф. Р-1308. Оп. 1. Д.29. 1958г.

Рейд Кольского залива. Управление «Мурмансельдь», теплоход «Атлантика» перед отходом на сельдяной промысел. ГАМО. Ф. Р-1308. Оп.1. Д. 100

Рейд Кольского залива. Управление «Мурмансельдь», теплоход «Атлантика» перед отходом на сельдяной промысел. ГАМО. Ф. Р-1308. Оп.1. Д. 100

У причалов Териберских СРМ. В ремонте стоят суда управления «Мурмансельдь». ГАМО.  Ф. Р-1310. Оп. 1. Д. 1647. с. Териберка. Г.П. Гунин, 04.04.1967

У причалов Териберских СРМ. В ремонте стоят суда управления «Мурмансельдь». ГАМО. Ф. Р-1310. Оп. 1. Д. 1647. с. Териберка. Г.П. Гунин, 04.04.1967

Комсомольско-молодежный экипаж СРТ-Р «Голубь» управления «Мурмансельдь» - победитель социалистического соревнования в честь 5-летия ВЛКСМ. ГАМО. Ф. Р-1310. Оп. 2. Д. 2574 г. Мурманск.  Горский, 28. 10. 1968

Комсомольско-молодежный экипаж СРТ-Р «Голубь» управления «Мурмансельдь» - победитель социалистического соревнования в честь 5-летия ВЛКСМ. ГАМО. Ф. Р-1310. Оп. 2. Д. 2574 г. Мурманск. Горский, 28. 10. 1968

СРТ управления «Мурмансельдь» в момент лова сельди море. ГАМО. Ф. Р-1310 Оп. 2. Д. 2830. Море. А.Савин и М.Шмаков, 20-23 апреля 1956 г.

СРТ управления «Мурмансельдь» в момент лова сельди море. ГАМО. Ф. Р-1310 Оп. 2. Д. 2830. Море. А.Савин и М.Шмаков, 20-23 апреля 1956 г.

Пансионат «Рыбак Заполярья» управления «Мурмансельдь». ГАМО. Ф. Р-1310.Оп.4. Д. 4427. 1972 г.

Пансионат «Рыбак Заполярья» управления «Мурмансельдь». ГАМО. Ф. Р-1310.Оп.4. Д. 4427. 1972 г.

Управление «Мурмансельдь». БМРТ-327. Замет кошелькового невода Баренцево море. ГАМО. Ф. Р-1310. Оп.7. Д.7125. Щукин, 1967 г.

Управление «Мурмансельдь». БМРТ-327. Замет кошелькового невода Баренцево море. ГАМО. Ф. Р-1310. Оп.7. Д.7125. Щукин, 1967 г.

Рыбный Мурман. – 1954. – 19 февраля. - №22. – С.3

Рыбный Мурман. – 1954. – 19 февраля. - №22. – С.3

Рыбный Мурман. – 1957. – 14 февраля. - №20. – С.3

Рыбный Мурман. – 1957. – 14 февраля. - №20. – С.3

10 - Рыбный Мурман. – 1959. – 12 марта. - №31. – С.1

Рыбный Мурман. – 1959. – 12 марта. - №31. – С.1

 

 

 
100-let-arch
Дорога памяти
Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?