«Иду на таран!» (Об А.С. Хлобыстове)

«Иду на таран!» (Об А.С. Хлобыстове)

 

9 декабря в России отмечается День героев Отечества. В этот праздник чествуют Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы.

Сегодня наш рассказ об одном из героев, воевавших на Кольской земле в годы Великой Отечественной войны. Речь пойдет о летчике-истребителе, командире звена 20-го гвардейского истребительного авиационного полка   1-й смешанной авиационной дивизии Военно-воздушных сил 14-й армии Карельского фронта, гвардии капитане, мастере таранного боя, Герое Советского Союза Алексее Степановиче Хлобыстове.

Алексей Степанович Хлобыстов родился 23 февраля 1918 года в селе Второе Захарово Рязанской губернии. После окончания 7-летней школы уехал в Москву и устроился на Карачаровский механический завод учеником электромонтера. Работа работой, но его не отпускала мечта  - подняться в небо, научиться летать. Вместе с другими ребятами Алексей поступил в Ухтомский аэроклуб. Заветная мечта - стать лётчиком - осуществлялась, хотя далось это нелегко. Днем его ждала работа на заводе, вечером  - учеба в аэроклубе.[1] Тем не менее начинающий пилот не сдался.  В 1938 году он, по комсомольской путевке, продолжил учебу в Качинской военной авиационной школе, которую в 1940 году успешно окончил в звании младшего лейтенанта.

Началась Великая Отечественная война. Молодой летчик был направлен в 153-й истребительный авиационный полк 23-й армии Ленинградского фронта. Воевал на Карельском перешейке. Уже на 6-й день войны Хлобыстов открыл боевой счет, сбив немецкий самолет.  А еще через неделю, 5 июля 1941 года - состоялся воздушный бой, в котором он проявил подлинные храбрость и мужество. «Сквозь дымку тумана уже стали пробиваться первые лучи солнца, когда Хлобыстов заметил две каких-то подозрительных тени. Ни минуты не колебаясь, он дал полный газ и двинулся на сближение с врагом.

Чутье не обмануло молодого летчика. Это были неприятельские пикирующие бомбардировщики «Ю-88». Воровски пробираясь через нашу границу, они шли над озером. Туман скрывал фашистских стервятников. Приблизившись на максимально короткую дистанцию, Хлобыстов из всех пулеметов атаковал ведомый самолет. Ведущий набрал высоту и стремительно кинулся в сторону. Завязался бой.  Самолет Хлобыстова был обстрелян кинжальным огнем. Пули разбили козырек, продырявили кабину и плоскости. Хлобыстов сделал полный боевой разворот и еще ближе подошел к ведомому самолету. Снова нажим на гашетки, - и пули пробивают бензобак вражеского самолета. Объятый пламенем, он падает на дно N-ского озера.

Воодушевленный победой, т. Хлобыстов ринулся в атаку на второй самолет. Но враг трусливо уклонился от боя и удрал, воспользовавшись облачностью»[2], - сообщала газета «Известия» 11 июля 1942 года.

За проявленный героизм младший лейтенант Алексей Степанович Хлобыстов был удостоен первой награды - ордена Красного Знамени.

В январе 1942 года Хлобыстов, уже опытный боец, был направлен в поселок Мурмаши в 147-й (с апреля 1942 г.- 20-й) гвардейский истребительный авиационный полк - защищать небо Мурмана. Именно здесь, на Севере, Алексей Степанович стал настоящим мастером воздушного боя.

8 апреля 1942 года на Мурманск совершила налет группа из 28 фашистских самолетов - бомбардировщиков и истребителей. И всего 6 наших летчиков встали в тот час на защиту заполярного неба: командир эскадрильи капитан Алексей Поздняков, лейтенант Алексей Хлобыстов и четверо молодых летчиков. Хлобыстов в первые же минуты боя смог атаковать один Мессершмит и тут же, оценив обстановку, пошел на таран второго. «Он на какую-то долю секунды оглянулся. А сзади шли еще три немца. И вдруг оттого, что передний немец шел так близко, оттого, что так хорошо был виден его хвост с черным крестом, оттого, что расстояние было таким точным и ощутимым, - он ясно и холодно подумал, что вот сейчас он окажется немного сзади и правее, поднимет левую плоскость и ударит ее концом по хвосту.

Это было бесповоротное желание, помноженное на скорость послушной машины. Толчок был сильный и короткий. Немец врезался в сопку, а Хлобыстов пошел вверх. И то, что левое крыло было теперь короче правого, то, что его конец был отрезан, казалось странным на взгляд»[3],- писал позднее военкор Константин Симонов.

Бой продолжался. Немцы зажали в кольцо часть советских летчиков и комэск Алексей Поздняков поспешил им на выручку. Он их спас, но ценой своей жизни - разбился, столкнувшись в лобовой атаке с вражеским самолетом. Можно только представить, что чувствовал Алексей Степанович, видя гибель своего командира и близкого товарища. Хлобыстов принял командование на себя. И тут же помчался в атаку. И опять пошел на таран. Он сбил немецкий самолет, сам чудом оставшись в воздухе. Враги отступили. Командующий 7-ой воздушной армией Игорь Соколов дал высокую оценку отважному летчику: «Да, это был очень тяжелый бой. Но Хлобыстов проявил себя не просто как мужественный человек, но как профессионал».[4]

В этом воздушном сражении Хлобыстов совершил сразу два тарана - редчайший подвиг, за который он был представлен к высшей воинской награде - званию Героя Советского Союза.

14 мая 1942 года группа советских летчиков была направлена на перехват немецких бомбардировщиков. Алексей Степанович, будучи уже раненым, отбиваясь от двух вражеских самолетов, с криком: «За Родину! Иду на таран!»[5], - атаковал противника всем корпусом самолета. Удар был мощный и, Хлобыстова выбросило из кабины. К счастью он успел дернуть кольцо парашюта.

После этого Хлобыстов попал в госпиталь. По воспоминаниям медсестры Н.В. Хохлиной он «один раз попросил повариху испечь ему пышек, каких ему еще мама пекла. Повариха испекла, но не те. Тогда он попросил Нину Васильевну. Она испекла ему пышки-скороспелки. Хлобыстов был очень рад, как дома побывал. Шоколад, что ему выдавали - весь отдавал сестрам. Был строг к себе и к подчиненным. Всегда был жизнерадостным, добрым, учтивым, подтянутым».[6]

Уже в госпитале он узнал, что ему присвоено звание Героя Советского Союза. А за мужество, проявленное в воздушных боях в апреле-мае 1942 года, Алексей Хлобыстов был награжден вторым орденом «Красного Знамени». О его реакции на эти награждения вспоминал впоследствии Сергей Курзенков, летчик морской авиации, тоже Герой Советского Союза: «Когда поток гостей иссяк, мы остались в палате вдвоем. Наконец, и я мог поздравить Алешу с высокой наградой. Я собирался сказать многое, но, глядя на сияющее лицо друга, понял, что и без моих торжественных фраз он переполнен счастьем, поэтому просто сказал:

- Алеша, прими мое сердечное поздравление.

- Спасибо Сергей! Все так неожиданно, будто сон... как уцелел, не знаю...»[7]

Вылечившись, Хлобыстов продолжил бить врага. В 1943 году, по заданию полиотдела 14 армии Карельского фронта, он принял участие в поездке фронтовиков в Красноярск.[8] «Алексей Хлобыстов возглавлял делегацию воинов Карельского фронта - подшефного Красноярского края. - рассказывала заведующая партийным кабинетом Красноярского горкома партии Зинаида Бачурина. - Вместе с летчиком в Красноярск приехали комиссар партизанского отряда Николай Николаевич, партизанская медсестра Наташа, писатель Геннадий Фиш. Наташа рассказывала, что долгое время находилась с группой раненых в тылу врага. Не имея ни продовольствия, ни медикаментов. Она спасла около 50 человек. <...>. В составе делегации были еще пожилой сержант с большими усами родом из Кемеровской области и не представившийся партизан. Встречи были волнующими. Наши гости воины дивились, что на больших предприятиях куют грозное оружие старики и подростки. Алексей Хлобыстов и его товарищи клялись, что будут воевать до полной победы». [9]

Жизнь Алексея Степановича Хлобыстова оборвалась 13 декабря 1943 года во время выполнения разведывательного полета. Было ему тогда 25 лет.

На боевом счету Хлобыстова 336 боевых вылетов, 7 самолетов противника сбитых лично и 24 в группе.[10]

Долгие годы не было известно местонахождение тела героя. Однако, в 2009 году, заозерская поисковая группа «Икар» обнаружила фрагменты самолета летчика, а позднее - его останки. В октябре 2013 года Хлобыстов был похоронен на военном кладбище возле села Мурмаши.

Память об Алексее Степановиче Хлобыстове навеки останется с нами. А закончить публикацию хочется строками Константина Симонова: «Я вспомнил лицо Хлобыстова в кабине самолета, непокорную копну волос без шлема, дерзкие светлые мальчишеские глаза. И я понял, что это один из тех людей, которые иногда ошибаются. Иногда без нужды рискуют. Но у которых есть такое сердце, какого не найдешь нигде, кроме России. - веселое и неукротимое русское сердце».[11]

Ведущий архивист А.В. Алмазова



[1] А. Бескоровайный А.С. Хлобыстов. Не просто имя - биография страны: книга третья.  - Мурманск: Кн. изд-во, 1990. - С. 11.

[2] Подвиги сталинских соколов // Известия. - 1941. - 11 июля. - № 162. - С. 2.

[3] К.Симонов. Русское сердце. - Москва: изд-во «Правда», 1942. - С. 5.

[4] ГАМО. Ф. Р-947. Оп. 2. Д. 3109. Л. 15.

[5] Г. Будашевский. Таран на горящем самолете // Полярная правда. - 1942. - 22 мая. - № 119 (4702). - С. 3.

[6] ГАМО. Ф. Р-1279. Оп. 2. Д. 22. Л. 6об.

[7] А. Бескоровайный. В небе севера. - Москва: изд-во «ДОСААФ», 1986. - С. 39.

[8] ГАМО. Ф. Р-413. Оп. 1. Д. 111. Л. 26.

[9] ГАМО. Ф. Р-413. Оп. 1. Д. 111. Л. 50-51.

[10] ГАМО. Ф. Р-413. Оп. 1. Д. 111. Л. 31.

[11] К.Симонов. Русское сердце. - Москва: изд-во «Правда», 1942. - С. 8.

 

Алексей Степанович Хлобыстов (23 февраля 1918 — 13 декабря 1943) — лётчик-истребитель, гвардии капитан, Герой Советского Союза. Автор съемки не установлен. ГАМО. Ф. Р-996. Оп. 1. Д. 1260. Л. 2.

 

А.С. Хлобыстов. Автор съемки не установлен. ГАМО. Ф. Р-996. Оп. 1. Д. 1260. Л. 3.

 

А.С. Хлобыстов в окружении рабочих Карачаровского электро-механического завода после награждения в Кремле медалью «Золотая Звезда» и орденом Ленина. 1942 г. Фото из открытых источников.

.

Р. Троянкер. Три тарана // Полярная правда. - 1942. – 10 апреля. - № 85 (4668). - С. 1.

 

А.С. Хлобыстов получает партийный билет перед вылетом. Автор съемки не установлен. 22 апреля 1942 г. ГАМО. Ф. Р-996. Оп. 1. Д. 1260. Л. 4.

 

А.С. Хлобыстов. Автор съемки К. Моисеев. // Полярная правда. - 1942. – 15 мая. - № 113 (4696). - С. 1.

 

Г. Будашевский. Таран на горящем самолете // Полярная правда. - 1942. – 22 мая. - № 119 (4702). - С. 3.

 

Указ президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза начальствующему составу военно-воздушных сил Красной Армии». // Ведомости Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик. – 1942. – 15 июня. - № 22 (181).

 

Делегация бойцов Карельского фронта в Красноярске. Сидят слева направо: партизанская медсестра Наташа, А.С. Хлобыстов, комиссар Николай Николаевич. 1943 г. Автор съемки не установлен. ГАМО. Ф. Р-413. Оп. 1. Д. 111. Л. 73.

 

Рисунок воздушного боя. Автор - мурманский художник, член Союза художников России В.Г. Баранов. ГАМО. Ф. Р-1551. Оп. 1. Д. 373. Л. 5.

 

 
100-let-arch
Дорога памяти
Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?