Некоторые аспекты культурной жизни на Мурмане в годы НЭПа (страницы театральной жизни)
 

Государственный Архив Мурманской области

Experientia est optima magistra

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Некоторые аспекты культурной жизни на Мурмане в годы НЭПа (страницы театральной жизни)

В период НЭПа[1] большие изменения произошли во многих сфер жизни государства и общества. Культура была одной из тех областей, где государство проводило компромиссную политику, сочетания старых, дореволюционных культурных традиций и нового, основанного на идеях «культурной революции», призванных коренным образом перестроить культурную и идеологическую жизнь общества. Культура периода НЭПа была временем относительной творческой свободы и экспериментов.

Для Мурмана 1920-х гг. с его специфическими чертами, обусловленными конкретными экономическими, национальными, и природными условиями, культура имела большое значение. Несмотря на географическую удаленность от центров культурной жизни, среди части жителей края проявлялся живой интерес к новым культурным веяниям.

Основными центрами культурной жизни на Мурмане были клубы. В годы НЭПа на территории края функционировало множество клубов: железнодорожников им. Володарского,[2] клуб ОГПУ, водников и др. В сельской местности открывались избы-читальни. Все клубные учреждения находились в введении губполитпросвета[3]. Работа клубных учреждений, имела своей целью привлечение широких масс трудящихся к работе кружков художественной самодеятельности, через самодеятельное искусство посредством агитации и пропаганды освещалась политика советского власти и работа ее местных учреждений, клубы и избы-читальни становились культурно-просветительскими центрами по разъяснению различных вопросов жизни республики.[4]

Театральное искусство, обладающее своими специфическими свойствами, таким, например, как зрелищность, имело возможность донести до сознания широких масс любую информацию. Поэтому оно приобретало особую важность. На коллегии отдела народного образования Мурманского губисполкома от 17 августа 1921 г. была принята резолюция: «Развить библиотечное, клубное и театральное дело в общегубернском масштабе».[5] О первых успехах в развитии театрального дела в Мурманской губернии можно судить по информации, предоставленной Мурманскому губернскому экономическому совещанию заведующим губполитпросветом  26 сентября 1921 г., в которой отмечалось, что в губернии существует 1 центральный и 5 районных клубов, при  центральном клубе имелась труппа в 25 артистов, а в районных клубах играли любители.[6] Посещение всех публичных массовых мероприятий, таких как театральные спектакли, концерты, кинематограф и др. согласно постановлению коллегии отдела народного образования от 11 ноября 1921 г. были платными.[7]

При Мурманском губполитпросвете была показательная труппа артистов. В справке председателя губполитпросвета В. Гудкова говорится, что многие артисты труппы служат на железной дороге и в других ведомствах, отчего работа носит кустарный характер, оплата работы производилась продуктами и без дополнительного продуктового вознаграждения многие отказывались работать.[8] В договорах, заключавшихся между губполитпросветом и актерами в декабре 1921 г. на три месяца, было указано, что актеры были обязаны играть восемь плановых спектаклей в месяц, не менее одного раза в три месяца выезжать с труппой в становища, играть во внеплановых спектаклях по нарядам Мурманского губполитпросвета. В договоре указывалось амплуа актера, играть роли вне своего амплуа, по указанию режиссера, актер по договору мог только с собственного согласия. Каждый выездной спектакль засчитывался за два. Сохранились фамилии первых Мурманских профессиональных актеров, с кем были заключены такие договора: Красичкова - амплуа инженю-драматик, Верлен - молодая героиня и кокетка, Шаляпин - комик, Кожаринова - героиня, Некрасов - герой-резонер, Петров - комик, простак, фат и др.[9]

Основная работа велась любителями, участниками драмкружков при клубах и избах-читальнях. К концу НЭПа согласно данным Ленинградского областного отдела народного образования на 1927-1928 учебный год в 6 районах Мурманского округа было 10 изб-читален.[10] При каждой избе-читальни был свой драмкружок. Этими учреждениями выполнялась большая работа по ознакомлению жителей сельской местности с театральным искусством. В выступлении В.Н. Мещерякова[11] «Строительство деревенского театра» на партийном совещания по вопросам театра при Агитпропе ЦК ВКП (б)[12] в мае 1927 г. сообщалось, что в РСФСР было от 16 до 20 тысяч деревенских драмкружков, членами которых было от 200 до 250 тысяч человек.[13]

Организация работы драмкружков в Мурманске и в сельской местности имела свои трудности. В отчете о работе клуба «Местран»[14] за май-август 1926 г. указывалось на недостаток средств, недостаточное руководство со стороны губполитпросвета, отсутствие указаний о проведенных кампаниях.[15] Однако в целом работа драмкружков в Мурманских клубах была поставлена лучше, чем в районах, в том же клубе «Местран» было 2 драмкружка. Работа сельских драмкружков была не идеальной и встречала большие сложности, об этом ярко свидетельствуют материалы обследований и отчеты самих изб-читален. В материалах обследования политпросветработы по Териберскому району в 1927 г., о работе по художественному воспитанию населения сообщалось следующее: «Художественное воспитание ведется в  трех видах: постановки, кино и радио. Работу по постановкам ведет драмкружок, должно отметить, что в кружке есть состав, который можно неплохо обработать для выступления на деревенской сцене. Но серьезная работа в кружке не ведется. Постановки готовятся на скорую руку и в большинстве случаев в связи с кампаниями».[16] В отчете о работе Тетринской избы-читальни за период с 1 ноября 1927 г. по 1 июня 1928 г. отмечалось: «За данный период поставлено 4 спектакля, охвачено всего населения 314 человек. Недостаточная художественная работа, то есть постановка спектаклей объясняется отсутствием специального помещения, работа проводилась в школе».[17] Проблемы драмкружков были связаны с недостаточным вниманием местных властей к проблемам изб-читален. К таким можно отнести частую смену избачей и неудовлетворительное методическое руководство работой кружков, отсутствие плановости в работе учреждений, недостаток наглядных пособий и специальной литературы, проблемы с использованием отведенных под избы-читальни зданий и финансированием.

Были и обратные примеры, которые свидетельствуют о внимании, оказываемом сельским клубам при их организации, со стороны властей и различных организаций на местах. В отчете Варзужского клуба «Ленинская молодежь» от 31 декабря 1924 г. значилось: «Первыми на помощь пришли Кузоменский кооператив, принявший шефство над клубом, Кузоменский ВИК,[18] отпустивший 15 пудов муки и Кузоменский клуб «Смычка», отпустивший 100 руб. давших возможность уплатить лесные пошлины в ВИК за предполагавшийся к вырубке лес, а также снабдивший пьесами и гримом».[19]

Все постановки, подготовленные драмкружками или ставившиеся приезжими труппами, прежде чем быть показанными зрителю на сцене, должны были получить разрешение Мурманского гублита,[20] который утверждал программу мероприятий.[21] Спектакли обыкновенно давались драмкружками к памятным датам и юбилеям: к годовщине Октябрьской революции, к 8 марта, к 1 маю и др. Такие спектакли к «кампаниям» были бесплатными. Некоторыми учреждениями и избами-читальними ставились платные постановки с целью сбора средств под конкретные нужды. На общем собрании членов Сорабиса[22] Мурманской губернии от 23 июня 1923 г. было принято постановление о проведении спектакля в пользу воздушного флота[23] под лозунгом «Артист - Воздушному флоту».[24] 30 декабря 1925 г. Мурманский губисполком удовлетворил ходатайство исправдома[25] об освобождении от местных налогов двух платных спектаклей в пользу заключенных.[26] Варзужский клуб «Ленинская молодежь» большую часть вырученных от спектаклей дров отдавал в пользу школы.[27]

Театральные постановки изб-читален и клубов серьезно отличались от того, что привык видеть зритель в современных театрах. Проводимые вечера представляли собой смешение театральной постановки, танцев и игр.[28] Причем для пришедших на эти вечера часто танцы и игры представляли больший интерес в силу плохой подготовки театральных постановок. При постановке пьес на актуальные события в жизни страны, делались сообщения, освещающие тему пьесы с политической стороны.[29] 7 ноября 1921 г. в Мурманске проходили праздничные мероприятия к 4-летней годовщине Октябрьской революции. Сценарий  мероприятий на вечере в здании Портового театра включал в себя митинг, посвященный завоеваниям Октябрьской революции и новой экономической политики, спектакль «Новообращенный» по драме С.М. Степняк-Кравчинского,[30] концерт духового оркестра. По такому же сценарию в этот день проходили праздничные вечера в гарнизонном клубе и центральном рабочем клубе, отличие состояло лишь в спектаклях, которые давались в них.[31] Этот  принцип использования театральных постановок в работе клубных учреждений Мурманского края сохранялся достаточно долго. Председатель правления железнодорожного клуба им. Володарского В. Гудков отмечал: «Вот трафарет, которому следовали наши клубы: спектакль (постановка театральной пьесы) и концерт-дивертисмент».[32] Причиной этого являлось то, что в крае не было собственного постоянного репертуарного театра,  а театральная работа драмкружков, рассматривалась как составная часть по коммунистическому воспитанию населения. В репертуар драмкружков были включены пьесы как революционного содержания[33], так и «многие старые пьесы».[34]

В отчете о работе Мурманского гублита за июль-сентябрь 1926 г., содержится характеристика аудитории, посещавших театральные постановки в Мурманске: «Аудитория, главным образом на всех постановках гастролирующих трупп, составляет контингент «обывательской публики». Молодежь, комсомольцы гораздо охотнее ..., идут в клубы, на спектакли местных драмкружков, которые ставят более новые и революционные вещи. В общем, в рабочих клубах, которые являются основным зрелищными предприятиями в Мурманской губернии, преобладает революционный репертуар».[35]

Требования зрелищности, наглядности, которые предъявлялись к театральным постановкам, а также обращение театральной самодеятельности  к злободневным событиям жизни, порождали новые формы театральных зрелищ. К таким новым, синтетическим формам можно отнести «живые газеты», агитационные суды и др. «Живые газеты» возникли из «устных газет», чтения вслух  статей и информации из текущей прессы, распространенных на фронтах Гражданской войны. Мурманский край в этом направлении не отставал. На Мурмане кружки «живой газеты» были в клубах «Местран», железнодорожников им. Володарского и др. Высоко оценивалась творческая деятельность «живой газеты» клуба железнодорожников: «Отмечая все злободневные моменты, «Живая Газета» давала мурманскому трудящемуся не только развлечение, но яркое и наглядное представление о жизни СССР и заграницей (достаточно ярко отзывалась газета и на местные злобы дня), что, конечно, имеет очень большое воспитательное значение».[36] «Живые газеты» брали материал для своих постановок из газетных публикаций, а также из  специальных сборников «Синяя блуза».[37] Согласно отчету клуба работников связи от 4 июня 1926 г. такой сборник использовался для подготовки постановок к майским праздникам.[38] Однако постановки, поставленные на основе материалов этих сборников,  вызывали нередко критику со стороны зрителей.[39] Обоснованность этой критики понимало и руководство клубов: «Все номера, так метко критикуемые т. Зильберманом были целиком взяты из московских сборников «Синей блузы». А ведь сборники эти далеко не всегда дают доброкачественный материал».[40] «Живые газеты» как гибкая и живая агитформа, пользовалась огромной популярностью, к 1927 г. в СССР насчитывалось около 7 тысяч кружков «живой газеты».[41]

Важным событием в жизни поклонников театра нашего края были гастроли трупп иногородних театров. На страницах газеты «Полярная правда» регулярно появлялись объявления о приезде гастролирующих трупп, статьи с анализом репертуара и игры актеров, дискуссии о путях развития театра. Во время гастролей театра студии «Пролетарский актер» Лениградского губпрофсовета на страницах «Полярной правды» разгорелась дискуссия о принципах воспитания мастеров сцены и роли старых дореволюционных пьес в этом процессе.[42] В 1920-х гг. в СССР была выдвинута идея «Единого художественного кружка», которая нашла своих приверженцев и на Мурмане: «Желание освободиться от влияния профессионально-буржуазного театра, заставило наиболее сознательных работников драмстудий и кружков искать новых путей к революционному, чисто пролетарскому театру».[43] В это же время высказывается идея о необходимости организации в Мурманске постоянного театра, который позволил бы удовлетворить потребности населения края в культурном досуге.

В период НЭПа происходили большие изменения в культурной жизни Мурманского края.  Театр и театральное искусство с его развлекательными, воспитательными, просветительскими и пропагандистскими функциями играли в этом процессе не последнюю роль. Многие новшества в сфере сценических форм, которые появлялись в это время, использовались в работе мурманских самодеятельных драмкружков. Росло не только число поклонников театра, но и их запросы на качественные театральные постановки. Приходило понимание необходимости открытия на Мурмане собственного постоянного театра, что было осуществлено уже в другую эпоху.

 

Главный архивист

М.А. Ершов

 

 



[1] НЭП - новая экономическая политика.

[2] В. Володарский (настоящее имя Моисей Маркович Гольдштейн) (1891-1918) - деятель российского революционного движения, марксист, политик, редактор. Убит в результате покушения 20 июня 1918 года.

[3] Губполитпросвет - подотдел политического просвещения отдела народного образования Мурманского губисполкома.

[4] ГАМО. Ф. Р-90. Оп. 1. Д. 90. Л. 6.

[5] ГАМО. Ф. Р-55. Оп. 1. Д. 6. Л. 7.

[6] ГАМО. Ф. Р-90. Оп. 1. Д. 3. Л. 1.

[7] ГАМО. Ф. Р-55. Оп. 1. Д. 6. Л. 12 об.

[8] ГАМО. Ф. Р-55. Оп. 1. Д. 17. Л. 17.

[9] ГАМО. Ф. Р-55. Оп. 1. Д. 1. Д. 16. Л. 1, 3, 5, 8, 9, 16.

[10] ГАМО. Ф. Р-90. Оп. 1. Д. 211. Л. 145.

[11] В.Н. Мещеряков (1885-1946) - советский государственный деятель. С 1925 года председатель Главполитпросвета.

[12] Отдел пропаганды и агитации при Центральном комитете Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков)

[13] Пути развития театра: Стенографический отчет и решения партийного совещания по вопросам театра при Агитпропе ЦК ВКП (б) в мае 1927 г.  М., Л.: Теакинопечать, 1927. С. 307.

[14] Клуб «Местран» - клуб работников местного транспорта.

[15] ГАМО. Ф. Р-277. Оп. 1. Д. 9. Л. 17.

[16] ГАМО. Ф. Р-90. Оп. 1. Д. 211. Л. 231.

[17] ГАМО. Ф. Р-90. Оп. 1. Д. 211. Л. 243 об.

[18] ВИК - волостной исполнительный комитет.

[19] ГАМО. Ф. Р-90. Оп. 1. Д. 46. Л. 9.

[20] Гублит - отдел по делам литературы и издательств.

[21] ГАМО. Ф. Р-277. Оп. 1. Д. 7. Л. 35.

[22] Сорабис или Рабис - Союз работников искусств, Всерабис  - Всесоюзный профессиональный союз работников искусств.

[23] 8 марта 1923 г. - создано Общество друзей Воздушного флота (ОДВФ), а 17 марта 1923 г. - создано Российское акционерное общество Добровольного воздушного флота - «Добролёт»

[24] ГАМО. Ф. Р-148. Оп. 1. Д. 2. Л. 1.

[25] Исправдом - исправительно-трудовой дом.

[26] ГАМО. Ф. Р-90. Оп. 1. Д. 134. Л. 5.

[27] ГАМО. Ф. Р-90. Оп. 1. Д. 46. Л. 9.

[28] ГАМО. Ф. Р-90. Оп. 1. Д. 211. Л. 266.

[29] ГАМО. Ф. Р-90. Оп. 1. Д. 3. Л. 1.

[30] С.М. Степняк-Кравчинский (1851-1895) - дворянин, революционер-народник. Занимался публицистической и журналистской деятельностью, писатель и переводчик.

[31] ГАМО. Ф. Р-55. Оп. 1. Д. 4. Л. 19.

[32] Полярная правда. - 1925.- 3 февраля. - № 13. - С. 2.

[33] ГАМО. Ф. Р-90. Оп. 1. Д. 3. Л. 1.

[34] Полярная правда. - 1925.- 3 февраля. - № 13. - С. 2.

[35] ГАМО. Ф. Р-277. Оп. 1. Д. 9. Л. 20 об.

[36] Полярная правда. - 1925. - 9 июля. - № 79. - С. 4.

[37] Сборник был назван в честь одноименного коллектива «живой газеты». В 1923 г. в Московском институте журналистики на базе «живой газеты» был организован первый профессиональный агитационный эстрадный театральный коллектив под названием «Синяя блуза», давший название всему движению «живых газет».

[38] ГАМО. Ф. Р-90. Оп. 1. Д. 164. Л. 1.

[39] Полярная правда. - 1925. - 17 ноября. - № 135. - С. 4.

[40] Полярная правда. - 1925. - 26 ноября. - № 139. - С. 4.

[41] Альбом Синяя блуза СССР. М. 7-я тип. "Искра революции" Мосполиграфа, [1928]. С. 3. URL: https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01009237176?page=11&rotate=0&theme=white (дата обращения: 20.08.2021).

[42] Полярная правда. - 1925. - 28 июля. - № 87. - С. 4.

[43] Полярная правда. - 1925. - 21 марта. - № 36. - С. 2.

 


 
100-let-arch
100-let-arch
Дорога памяти
100-let-arch