Бородулин Георгий Михайлович
 

Государственный Архив Мурманской области

Experientia est optima magistra

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Бородулин Георгий Михайлович

Рыбная промышленность является одной из традиционных отраслей экономики Мурманской области, играющей важную роль в социально-экономической специализации региона. Свидетельства этому мы находим в многочисленных документах Северной хозяйственной ассоциации рыбопромышленных предприятий, управлений «Главмурманрыбпром», «Севрыбхолодфлот», Мурманского тралового флота и других учреждений, фонды которых находятся на хранении в Государственном архиве Мурманской области.

Не менее ценным источником являются документы личного архива Георгия Михайловича Бородулина - ветерана рыбной промышленности, прошедшего путь от механика тралового флота до начальника «Севрыбхолодфлота», Почетного гражданина города Мурманска.

Бородулин Георгий Михайлович родился 8 декабря 1911 г. в г. Санкт-Петербурге[1] в семье служащего. В 1927 г. окончил школу № 146 г. Ленинграда, затем работал разнорабочим на различных стройках, инструментальщиком в мастерских, мотористом на катерах.

С 1931 г. по 1932 г. Георгий Михайлович учился на курсах механиков-дизелистов Ленинградского учебно-курсового комбината «Севсоюзрыба», после чего был направлен в Мурманский траловый флот. До 1938 г. работал на рыболовных траулерах РТ-56 «Белуга», РТ-51 «Лещ» и РТ-55 «Кета» третьим, вторым и старшим механиком. В конце 1938 г. был переведен старшим механиком на яхту «Жемчужина Севера» Мурманского тралового флота.

В начале Великой Отечественной войны яхта «Жемчужина Севера» со всем своим личным составом была мобилизована в состав Северного флота и использовалась как посыльное судно     «ПС-1» штаба Северного флота. Г.М. Бородулин служил командиром БЧ-5[2]. В декабре 1945 г. был демобилизован и вернулся на Мурманскую базу военизированного тралового флота старшим механиком яхты «Жемчужина Севера».

За боевые заслуги Г.М. Бородулин удостоен государственных наград: орденов Отечественной войны 2-й степени (1945 г., 1985 г.), медалей «За оборону Советского Заполярья» (1945 г.), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945 г.).

В декабре 1946 г. Георгия Михайловича назначили главным инженером приемо-транспортной конторы Кольского госрыбтреста. Особенно проявились организаторские способности Георгия Михайловича, когда Кольскому госрыбтресту поручили готовить суда для опытных сельдяных экспедиций к Исландии и Шпицбергену. Самое непосредственное участие принимал он в создании сельдяного флота.

С 1 января 1950 г. Г.М. Бородулин переведен в управление «Мурмансельдь»  главным инженером, а с 1957 г. становится начальником этого же управления. В 1965 г. Георгий Михайлович назначен начальником вновь организованного управления рефрижераторного и приемо-транспортного флота «Севрыбхолодфлот». Бородулин Г.М. участвовал в организации освоения круглогодичного лова атлантической сельди.

За многолетнюю и безупречную работу в рыбной промышленности Г.М. Бородулин неоднократно награждался: орденом Трудового Красного Знамени - в 1950, 1954 и 1974 гг., орденом Ленина - в 1954 и 1963 гг., орденом Октябрьской революции - в 1971 г. и т.д.

В 1974 г. Георгию Михайловичу Бородулину было присвоено звание «Почетный гражданин города Мурманска» и назначена персональная пенсия республиканского значения.

В июле 1974 г. Георгий Михайлович ушел на заслуженный отдых, но и будучи      на пенсии трудился - консультировал, писал книги. В 1987 и в 1994 гг. были      опубликованы его книги «Неизменным курсом» и «Ничего, кроме правды»[3] - о создании и развитии одного из ведущих предприятий Северного рыбопромыслового бассейна - производственного объединения «Мурманрыбпром».

14 марта 1991 г. Г.М. Бородулин ушел из жизни. Похоронен в г. Ленинграде.

В 2002 г. в Государственном архиве Мурманской области был создан личный фонд Г.М. Бородулина (Р-1308). Характерным атрибутом этого фонда является наличие в нем большого количества подлинных редких фотографий 1930-х - 1980-х гг., отражающих как служебную деятельность самого фондообразователя, так и историю становления рыбопромыслового флота Северного бассейна.

На самых ранних фотоснимках в фонде, сделанных в 1934 г., изображен рыболовный траулер «Белуга» - типичное промысловое судно того периода.

На нескольких фотоснимках 1948 г. запечатлен экипаж плавбазы «Тунгус» во главе с капитаном-директором С.И. Кавалеровым - участники первой исландской сельдяной экспедиции - знаковой кампании, успешная реализация которой доказала техническую возможность советского рыболовного флота вести экспедиционный промысел сельди в водах Северной Атлантики.

Снимки 1950-х гг., на которых в основном изображены средние рыболовные траулеры, наглядно иллюстрируют рост флота и освоение отдаленных районов Атлантического и Северного Ледовитого океанов.

Имеется фотография сейнер-траулера «Сортавала» - нового типа судна, получившего распространение во 2-й половине 1970-х гг.

Все эти фотоснимки позволяют нам судить об эволюции мурманского рыбопромыслового флота за длительный период времени.

Часть фотоснимков иллюстрирует случавшиеся с судами аварийные ситуации. Сохранились фотографии взорванного котла СРТ[4]-155 «Амгунь» 1953 г., транспортного рефрижератора «Иван Айвазовский» после столкновения с транспортным рефрижератором «Виктор Лягин» 1969 г., подъема учебного судна «Компас», затонувшего у берега Мурманского торгового порта в 1973 г. и др.

В фонде имеются фотографии, запечатлевшие трудовые будни промысловиков, сопровождающие рейсы сложности, например, обледенение корпуса судна в связи с погодными условиями, отсутствие квалифицированной медицинской помощи на борту.

Большой интерес представляют снимки Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева и Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина во время их визита в г. Мурманск в 1967 г. Принимая во внимание всю важность развития рыбной промышленности для Мурманской области в частности и для страны в целом, высокопоставленные лица посетили плавбазу «Северодвинск» управления «Севрыбхолодфлот», на борту которой и были сделаны фотографии.

Большая часть текстовых документов фонда также посвящена развитию рыбной промышленности региона. Важное место в фонде занимают воспоминания Георгия Михайловича Бородулина об истории создания и становления рефрижераторного и приемо-транспортного флота «Севрыбхолодфлот». Этот комплекс документов затрагивает многие вопросы: первые шаги нового флота, строительство транспортных рефрижераторов, их освоение и использование, первые опыты по механизации передачи улова с промысловых судов на плавбазы, создание и внедрение автоматизированной системы управления производством, перспективы дальнейшего развития флота и т.д.

Многие документы посвящены проблеме аварийности на флоте, в частности проведению спасательной операции по подъему учебно-производственного судна «Компас», затонувшего 1 января 1972 г. во время шторма в Кольском заливе. Среди них -  личная и служебная переписка Г.М. Бородулина с организациями г. Мурманска, акты обследования аварийного судна, техническая документация для проведения подъемных работ и другие документы, подтверждающие всю сложность работы Георгия Михайловича, на которого была возложена организация мероприятий по подъему судна.

Сохранились в фонде документы об изобретательской и рационализаторской деятельности Г.М. Бородулина, говорящие о богатом практическом опыте механика на морских судах. Это авторские свидетельства  Г.М. Бородулина на несколько изобретений, предназначенных для  предотвращения столкновения швартующихся судов в открытом море на волнении - швартовный и пневматический кранцы. Также имеются расчеты экономической эффективности от внедрения его  изобретений и рацпредложений.

Познакомиться с текстовыми документами фонда можно в читальном зале ГОКУ ГАМО, просмотр всех фотодокументов фонда доступен в системе АИС ДАФ МО.

 

 

 



[1] г. Санкт-Петербу́рг с 18 (31) августа 1914 г. до 26 января 1924 г. именовался г. Петрогра́д, с 26 января 1924 г. до 6 сентября 1991 г. переименован в г. Ленингра́д

[2] Согласно корабельного устава - электромеханическая боевая часть

[3] «Ничего, кроме правды» - уже после смерти автора

[4] СРТ - средний рыболовный траулер

 

1. Бородулин Георгий Михайлович

2. Г.М. Бородулин (в центре слева) на первомайской демонстрации. г. Мурманск. 1958 г.

3. Команда РТ-56 «Белуга» во время лова. Баренцево море. 1934 г.

4. Первая исландская сельдяная экспедиция. Плавбаза «Тунгус» на промысле. 1948 г.

5. Сейнер-траулер «Сортавала»

6. Паровой котел СРТ-155 «Амгунь» после взрыва. 1953 г.

7. Санитарный вертолет канадской береговой службы, прибывший для эвакуации с плавбазы управления «Севрыбхолодфлот» тяжело больного моряка. 1964 г.

8. Обледенение транспортного рефрижератора «Алексей Веницанов» управления «Севрыбхолодфлот». Гренландское море. 1985 г.

9. Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев и председатель Совета Министров А.Н. Косыгин на борту плавбазы «Северодвинск» управления «Севрыбхолодфлот». г. Мурманск. 1967 г.

 
Дорога памяти
Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?
100-let-arch